Кямаля Алиева, Sputnik
В декабре 2020 года американский дирижер азербайджанского происхождения Фархад Худыев стал обладателем специальной премии "Бетховен-250" Международного конкурса дирижеров имени Артура Никиша в США. О своей победе и желании выступить в Азербайджане музыкант рассказал в интервью Sputnik Азербайджан.
- Фархад, как мне известно, вы родились в Туркменистане, но у вас есть азербайджанские корни. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
- Да, я азербайджанец, родился в Ашхабаде. Мои родители, бабушки и дедушки также родились в Ашхабаде, а предки родом из Тебриза. Население Туркменистана до развала Советского союза было интернациональным. Здесь жили представители разных национальностей, много азербайджанцев. Азербайджанская община, и в частности наша семья, всегда трепетно хранила и хранит наши национальные традиции - музыку, кухню и обряды.
Мы с братьями Эльдаром и Эмилем росли и воспитывались в семье медиков, экономистов, педагогов, физиков, инженеров и писателей, искренне любящих музыку и сумевших привить эту любовь нам. Мы очень благодарны своей семье за то, что выросли в условиях миролюбия, уважения ко всем религиям, к старшим и предкам, любви к природе, жизни и её ценностям.
Мой старший брат Эльдар - выпускник Бостонской консерватории по классу скрипки в степени магистра, великолепный педагог и исполнитель классической и инструментальной музыки. Младший брат Эмиль - выпускник Йельского университета по классу кларнета в степени магистра - является единственным азербайджанцем, работающим как Assoсiate Principal Clarinet с оркестром мировой значимости - Сиэтлским симфоническим оркестром в США. Мы все трое были удостоены награды Американского правительства в номинации "Музыкант выдающихся способностей".
- Вы были когда-нибудь в Азербайджане? Если да, то, как давно? Что вам рассказывали родители об Азербайджане?
- Я был в Азербайджане один раз, в 2009 году. В те времена в нашей семье произошла трагедия, мы потеряли отца. Учитывая, что отец всегда рассказывал нам об Азербайджане, культуре и особенностях этой страны, я почувствовал сильную необходимость именно в этот жизненный период посетить свою этническую родину. С этими мыслями я собрал всю семью и предложил им поехать в Баку.
Родственников в Азербайджане у нас нет. Мы просто приехали на десять дней, чтобы посмотреть город. Также, конечно, мне захотелось поделиться со своими соотечественниками знаниями, которые я приобрел за годы своей учебы и работы в США, поэтому я договорился с Бакинской музыкальной академией, в частности, с ректором Фархадом Бадалбейли, провести мастер-класс для студентов. Остальное время мы гуляли по городу, посещали исторические места. Эта поездка оставила в моей душе самые незабываемые воспоминания.
- Расскажите немного о себе. Как вы стали музыкантом?
- Мои родители всегда очень любили музыку, хоть их сферы деятельности совершенно с ней не пересекались: отец-экономист иногда играл на ударных, а мама-кардиолог – на фортепиано, и в нашем доме всегда звучала музыка. Через дорогу от нашего дома находилась Республиканская музыкальная школа, в которую ходил мой старший брат, и где преподавали великолепные советские педагоги. Это вдохновило меня и младшего брата, и мы решили заняться музыкой.
В 1998 году меня отправили на международный фестиваль "Новые имена", который проходил в Суздале – историческом городе России, и я впервые полетел представлять Туркменистан. Через пару лет я узнал о летнем фестивале Interlochen Arts Camp, который проводится в Северном Мичигане специально для юных дарований. Мы с братом отправили диск с записью нашего исполнения и были приглашены посетить этот фестиваль.
Мы думали провести там лето, а затем вернуться в Ашхабад, однако нам на глаза случайно попался буклет с рекламой школы-пансиона Interlochen Arts Academy с приглашением пройти прослушивание. Мы знали только на английском языке только thank you, но все равно решили попробовать свои силы и стали первыми выходцами из Туркменистана, которых приняли на обучение в это учреждение.
Мы учились в прекрасной местности, где много озер, лесов и великолепной живности... Это было время внутреннего формирования, потому что каждый день мы чувствовали связь с музыкой и природой. На меня существенно повлияли и вдохновили эти природные ценности.
Мне было 15 лет, а брату – 14, когда мы приехали туда и волею судьбы остались в Мичигане – совсем дети, начавшие самостоятельно жить вдали от родителей. Это было трудное время перемен, но мы не останавливались, развивались и шли вперед.
- Как приняли решение стать дирижером?
- К дирижерству я пришел, учась в Оберлинской консерватории штата Огайо, и любовь к этому виду искусству начала во мне постепенно расти. Мощным толчком послужило то обстоятельство, что в 2007 году наше трио, где я играл на скрипке, победило на международном конкурсе и завоевало золотую медаль по камерной музыке. Я был окрылен успехом.
После возвращения в консерваторию меня попросили заменить в качестве дирижера на репетиции педагога по скрипке, который повредил плечо, а затем и на самом концерте - это был Скрипичный концерт Дворжака. Педагог присутствовал на репетиции, а потом подошел ко мне и сказал, что хотел бы серьезно поговорить со мной. Когда я пришел к нему домой, он налил мне бокал вина, хотя я не пью, и сказал, что теперь он окончательно убедился в том, что я должен стать дирижером.
Представляете, я только что выиграл серьезный конкурс в качестве скрипача, а профессор, как человек, много повидавший в жизни, старается убедить меня в том, что я непременно должен стать дирижером! Вино послужило, так сказать, смягчающим фактором для предотвращения моего отказа (смеется). Я сказал, что подумаю, и всерьез задумался над этим. Тем не менее, втайне подал документы в аспирантуру в несколько музыкальных учреждений по специальности "Искусство дирижирования".
Как финалиста конкурса меня пригласили в Йельский университет на прослушивание на единственную позицию дирижера, куда стремились музыканты высочайшего класса со всего мира. Претендентов было около 20 - все опытные и именитые музыканты, но я со своей огромной страстью и любовью к музыке, тем не менее, смог пройти тяжелейший этап экзаменов, дойдя до последнего тура, где мне пришлось дирижировать Йельским филармоническим оркестром. Из 20 претендентов остались всего трое. Проведя репетицию с оркестром, я собрал свой чемодан и намеревался уже уезжать, но в аэропорту меня остановил телефонный звонок, в котором мне сообщили, что я выбран лучшим...
Я должен был отказаться от работы в трио, что было нелегко, но потом в моей жизни начался новый период. Одним из необычных моментов такого перехода от профессии скрипача к дирижерству было стремление научиться делиться собственным миром, который уже сформировался во мне. Ведь это большая разница - когда ты играешь один, и когда под твоим руководством около ста человек, которых ты должен вдохновить и убедить. С годами я научился владеть оркестром как инструментом, вдохновлять музыкантов, открывать им свой мир и находить способы делиться этим. Все это потребовало немало времени и сил, но зато потом у меня словно выросли крылья за спиной.
- Как получилось, что вы решили продолжить свою карьеру в Америке?
- Это судьба. Каждый день моего жизненного пути был чудом... Я никогда не задумывался, что останусь в Америке. Я просто свято верю в силу искусства и уверен, что именно это открыло и проложило дорогу к карьерному росту.
- Трудно было продвигаться в Америке, учитывая, что там очень много музыкантов?
- Как известно, в США проживают и работают самые выдающиеся музыканты со всего мира. Поэтому, конечно, это было нелегко. Когда что-то дается легко, это не так интересно и значимо. Поверьте, именно всепоглощающая и искренняя вера в искусство приводит к удивительным результатам!
- Не все музыканты занимаются преподаванием, так как это отнимает очень много времени, и собственная карьера переходит на второй план. Так ли это по вашему мнению?
- Для меня преподавание - это святое. Когда мы что-то получаем, мы должны уметь делиться. Преподавание, это и есть тот процесс, когда мы делимся тем, что получили. Этот процесс вдохновляет, продолжает и развивает наше искусство.
- На днях вы стали победителем международного конкурса "Бетховен-250", с чем мы вас поздравляем. Что значит эта награда для вас? В целом, часто ли принимаете участие в конкурсах?
- Эта награда для меня очень много значит, так как она носит имя великого Бетховена. Музыка Бетховена играет огромную роль в моей жизни и жизни многих. Мне посчастливилось принять участие и победить в многочисленных международных конкурсах, включая Гранд Приз и Золотую медаль на Конкурсе "Фишоф" в США, Приз за "Лучшую Интерпретацию Музыки" на Международном Конкурсе Дирижёров в Тайване, третью премию на Международном Конкурсе Дирижёров "Джорджа Солти" в Германии, первую премию на Конкурсе "Йельского Музыкального Сообщества" в США и других. Это прекрасный опыт, который обогащает искусство дирижирования и проводит к множеству знакомств с музыкантами из разных стран мира.
- Часто ли исполняете за рубежом азербайджанскую музыку?
- С раннего детства мои родители привили глубокую любовь к азербайджанской музыке. Эта любовь продолжает развиваться и раскрываться во мне. Я очень люблю азербайджанскую музыку и часто её исполняю. В 2013 году мы с известным кяманчистом Имамйаром Гасановым и Молодёжным оркестром Монтерей исполнили мировую премьеру Концерта для кяманчи с оркестром Гаджи Ханмамедова в Калифорнии.
В 2018 году, когда отмечалось 100-летие АДР, мы исполнили мировую премьеру Первого концерта Абузара Манафзаде для балабана с оркестром с балабанистом Ниджатом Масимовым и великим нагаристом Натигом Шириновым в Калифорнии. В 2019 году я и Симфонический оркестр Техасского университета в городе Остин, которым я руковожу, впервые исполнили вторую балетную сюиту "Тропою грома" Гара Гараева в штате Техас. Эти концерты внесли особенный вклад в зарождение азербайджанской музыки в США и навсегда вошли в сердца американской публики.
- Планируете ли выступить в Азербайджане?
- Я никогда не выступал в Азербайджане. Скажу вам честно, это моя мечта.