Теймур Тушиев, Sputnik Азербайджан
Российский гроссмейстер Сергей Карякин считает, что опасения его азербайджанского коллеги Теймура Раджабова по поводу участия в турнире претендентов в Екатеринбурге из-за коронавируса были обоснованными.
Раджабов ранее принял решение отказаться от участия в турнире претендентов, который стартует 16 марта в Екатеринбурге, из-за опасений за свое здоровье. Вместо азербайджанского шахматиста в Екатеринбурге сыграет француз Максим Вашье-Лаграв. В интервью Sputnik Азербайджан Сергей Карякин, помогавший Раджабову в подготовке к турниру претендентов, рассказал о своем отношении к отказу Раджабова и намерении побороться за мировую шахматную корону.
- Наверняка вы знали о ситуации с Теймуром Раджабовым еще до того, как решение было озвучено…
- Могу сказать, что заранее о решении Тимы никто не знал, даже он сам, потому что только в этом году мы провели с ним на сборах больше месяца. Как раз-таки такое решение не планировалось и принято оно было достаточно спонтанно. Мы с ним следили за ситуацией с коронавирусом и когда обсуждали этот вопрос, еще не было понимания того, что будет отказ от участия в турнире.
Но когда сборы закончились и когда он остался один, знаю, что он консультировался с врачами, которые ему сказали, что действительно существует опасность здоровью и эти угрозы не надуманны. В принципе, я был в курсе того, что Теймур хочет поставить условие, что нужно либо переносить турнир, либо он не хочет в нем участвовать. Так как осознание, что тебя в любой момент могут поместить на карантин, плохо на него влияло и он чувствовал себя некомфортно.
Коронавирус "поборол" борцов: тренеры азербайджанских атлетов об отмене турниров >>
Допустим, ты простудился, у тебя сопли, после чего будет необходимость сажать на карантин. Вот данная ситуация выводила его из психологического равновесия и поэтому он не хотел на это идти.
- Вы пытались его отговорить? Между вами состоялся разговор по этому поводу?
- Я ему сказал, что он мне друг, и в любом случае я поддержу, какое бы решение он не принял. Не скажу, что пытался как-то отговорить Тиму, просто мы с ним взвешивали все за и против. Я ему говорил, что мы много готовились и он хорошо готов, а также с шахматной точки зрения нужно играть. Другое дело, форс-мажорная ситуация, в которой ему играть не комфортно. Это уже вопрос психологии, а также, конечно же, здоровья. В итоге он принял такое решение, но я его ни в коем случае не осуждаю.
- А вам самому не жалко? Ведь работали на протяжении месяца…
- В какой-то степени жалко, потому что это была не просто подготовка, а подготовка на самом высоком уровне к противостоянию с ведущими шахматистами мира. Но, с другой стороны, надеюсь, что как я, так и Тима, сможем использовать эти наработки в наших дальнейших турнирах. В том числе в Шамкире на мемориале Вугара Гашимова, где собираюсь участвовать.
Азербайджанских дзюдоистов лишили возможности завоевать лицензионные баллы >>
- В данном случае коронавирус не будет помехой?
- (смеется) Честно говоря, я не уточнял, какие меры безопасности будут приняты в Шамкире, но надеюсь, что все будет хорошо.
- Учитывая то, как развивается ситуация с коронавирусом в мире, а она продолжает ухудшаться, насколько обращение Теймура Раджабова в ФИДЕ о переносе турнира претендентов было обоснованным?
- В принципе, Тиму как минимум можно понять, потому что его опасения действительно были обоснованными. За последнее время было отменено большое количество международных спортивных соревнований. Кстати, очень сильно надеюсь, что не отменят мужской чемпионат мира по хоккею с шайбой в Швейцарии, потому что у меня есть билеты на полуфинал и финал.
Поэтому Тиму можно понять. Но, с другой стороны, можно понять и организаторов турнира претендентов, которые заплатили огромные деньги за проведение соревнования и в последний момент это действительно тяжело отменить. Этот турнир уже проще провести, нежели не проводить. Поэтому здесь организаторов я тоже не могу осуждать. Я знаю, что Андрей Симоновский вкладывает очень много своих денег в шахматы. В данном случае просто сложилась неудачная ситуация.
- Насколько Максим Вашье-Лаграв, заменивший Раджабова, сможет включиться в борьбу за победу в Екатеринбурге?
- Очевидно, что он не перегружен подготовкой и в какой-то степени это может сыграть ему на руку, потому что у него не было изматывающих сборов и он подойдет к турниру со свежей головой. Может быть, у него будет поменьше дебютных идей, чем у других шахматистов, но и голова будет свежее. Да и у шахматистов есть такая примета, согласно которой, если шахматиста включают в турнир в последний момент, то он может победить.
Еще один вид спорта в Азербайджане пострадал от коронавируса >>
Но объективно Фабиано Каруана и Дин Лижэнь, конечно же, являются главными фаворитами. Но и Лаграв является опасным шахматистом. Ну и, конечно же, я болею за российских шахматистов.
- Помнится, сборную Дании в последний момент включили в состав участников чемпионата Европы 1992 года и она его выиграла…
- Да-да, действительно так. Поэтому то, что у Лаграва есть шансы, я не сомневаюсь. Вопрос в том, в каком психологическом состоянии он сейчас находится и в какой форме подойдет к турниру.
- А вы сами еще не потеряли надежду отобраться в претенденты и вновь побороться за мировую корону?
- Я, конечно же, надежды не потерял, но мне предстоит тяжелый отбор. Впрочем, не только мне, но и остальным шахматистам, кто хочет туда попасть. Моя первостепенная задача сейчас – это вернуть свою хорошую игру. Если это удастся сделать, то уже можно задуматься о борьбе за мировую корону. В противном случае говорить об этом будет бессмысленно.
- Кстати, недавно традиционный московский турнир "Аэрофлот-опен" выиграл 14-летний азербайджанский шахматист Айдын Сулейманлы. Как вам игра юного таланта?
- Да, я наблюдал за ходом этого турнира. Последнюю партию он играл с Рауфом Мамедовым. Даже после завершения турнира мы обсуждали с Рауфом игру юного шахматиста. Он супербольшой талант и очень замечательно, что у Азербайджана появился такой одаренный шахматист. Но ему еще есть куда расти и предстоит проделать большой путь.
(В этот момент в телефонную беседу активно стал вмешиваться старший сын Карякина – Алексей, который требовал внимания отца – ред.)
- Сына уже научили играть в шахматы?
- Да (смеется), он уже играет в шахматы, причем с большим интересом. Потому что он видит, как я занимаюсь шахматами или следит за моей игрой в интернете.
Азербайджанские спортсмены заручились поддержкой компаний с мировым именем >>
- Вас еще не обыгрывал?
- Пока еще нет, но у него еще все впереди.