Глава правительства Ее Величества Тереза Мэй не могла упросить парламентариев своей страны принять документ о Brexit в том виде, к которому она пришла на переговорах в ЕС.
Как известно, не только оппозиция, но и многие соратники по консервативной партии нынешнего премьера не согласились с договором, считая его не отвечающим национальным интересам Великобритании.
Несостоятельные доводы США против ракеты 9М729 - причина для выхода из ДРСМД >>
Однако, британские законодатели приняли рекомендательный документ, в котором указывается, что договор может быть ратифицирован, если будет пересмотрен "пункт о мерах", которые касаются границ с Северной Ирландией.
Нынешняя хозяйка Даунинг стрит, десять поддержала данное требование парламентариев Британии и обратилась в ЕС, чтобы вновь вынести на голосование соглашение о выходе Лондона из европейского альянса. Несмотря на усилия Мэй и ее команды Брюссель весьма холодно принял эту инициативу, но вместе с этим - весьма дипломатично ответил на этот британский шаг.
Руководство ЕС в лице главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера не отказывается от встреч с Терезой Мэй, мечущейся между Лондоном и Брюсселем в поисках выхода из создавшегося положения. Проявляя завидную учтивость, пресс-секретарь Еврокомиссии Маргаритис Шинас заявила СМИ, что Евросоюз много раз четко высказывался о своем видении Brexit, однако Брюссель с удовольствием примет британского премьера.
Значит ли это, что с удовольствием приняв Мэй, Брюссель с не менее большим удовольствием отправит ее назад несолоно хлебавши? Вполне возможно, ибо, заключив соглашение с Мэй о Brexit, высшие руководители довольно внятно предупредили ее, что изменений больше не будет, а если они и будут, то лишь косметического характера.
Лондон может пересмотреть соглашение с Брюсселем >>
К таким вопросам вряд ли можно отнести вопрос о границах Северной Ирландии. Мэй находится в очень непростом положении, так как пообещала, выступая в Белфасте, сохранить прозрачность границ с Дублином, а также не допустить появления преград между этой частью страны и остальной территорией государства.
Она убеждала жителей Северной Ирландии в том, что ее правительство сделает все от него зависящее, чтобы не устанавливать жесткую границу. И даже в том случае, если Brexit будет без соглашения. В этом случае Мэй обещала вести переговоры с Дублином и Брюсселем, чтобы добиться цели. Но при этом она особо подчеркнула, что Лондон будет стремиться к тому, чтобы осуществить развод с Брюсселем, заключив обоюдное соглашение, в котором стороны взяли бы на себя обязательства по отсутствию жестких границ между Белфастом и Дублином.
По словам Мэй, правительство намерено укрепить автономию Северной Ирландии и в то же время стремится к большей интеграции региона в жизнь Великобритании. Непонятно, как это удастся, но это другой вопрос. Сейчас главное для Мэй - чем-то заинтересовать Брюссель, чтобы не получить категорический отказ, пусть даже в лучших традициях политеса.
Победа после поражения: проблемы у Терезы Мэй никуда не делись >>
Для британского премьера безусловно важно, чтобы поправки были приняты в Брюсселе, ибо в таком случае Мэй сможет опять представить договор на одобрение парламента не позднее 14 февраля. Если поправки не будут сделаны, в парламент будут внесены различные предложения на голосование. В этом случае Мэй вынуждена будет искать возможности, чтобы в одностороннем порядке удовлетворить требования, во всяком случае относительно границ. Это чревато для нее большими осложнениями.
Мэй очень хотела бы иметь новый состав парламента. Но досрочные парламентские выборы можно будет провести только в том случае, если Лондон будет выходить из Евросоюза не 29 марта, а срок этот будет пересмотрен Брюсселем. И если еврочиновники поддержат ее и решат продлить этот срок, то досрочные выборы можно будет провести уже в начале лета текущего года.
В Брюсселе могут заинтересоваться этим, ибо в Великобритании все больше и больше голосов против Brexit, а при новом парламенте нынешняя ситуация с выходом Британии из ЕС может кардинально измениться. Думается, именно этим глава британского правительства надеется заинтересовать руководство ЕС в своих переговорах в Брюсселе.