БАКУ, 25 фев - Sputnik. Армянские националисты на протяжении последних двух столетий в целях реализации на государственном уровне идеи о создании мифического государства "великая Армения" на исторических землях Азербайджана, восточных и юго-восточных анатолийских территориях Турции, регулярно совершали против тюрков и азербайджанцев массовые бойни, депортацию и этнические чистки.
Об этом в понедельник, 25 февраля, на своей странице в социальной сети Facebook написал помощник Президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам - заведующий отделом Али Гасанов.
Гасанов отметил, что в начале ХХ века армянские националисты, расширив деятельность по реализации идеи о "великой Армении", выдвинутой в программе партии "Дашнакцутюн", планомерно изгоняя проживающих на своих исторических землях азербайджанцев из родных краев, осуществляли политику этнической чистки и геноцида. В результате в 1905-1906-х годах они учинили в Баку, Гяндже, Карабахе, Иреване, Нахчыване, Ордубаде, Шаруре-Дерелейезе, Тифлисе, Зангезуре, Газахе и в других местах резню азербайджанцев, с особой жестокостью было истреблено население, сожжены и уничтожены города и села.
Армянские вооруженные отряды опустошили в Шушинском, Зангезурском и Джебраильском уездах, Иреванской и Гянджинской губерниях более 200 населенных пунктов, где проживали азербайджанцы, десятки тысяч людей, изгнанных из своих родных земель, стали беженцами и вынужденными переселенцами.
"Как продолжение этого процесса, в декабре 1917 года Степан Шаумян, назначенный временным чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа, стал организатором и руководителем массовой резни азербайджанцев. В период с начала 1917 года по март 1918 года армянскими вооруженными силами в Иреванской губернии были разрушены 197 сел, в Зангезурском уезде – 109, в Карабахе – 157, в других регионах уничтожено, сожжено и разграблено 60 населенных пунктов. 31 марта 1918 года и в первые дни апреля тысячи мирных азербайджанцев были уничтожены только из-за их национальной принадлежности", - написал Гасанов.
Он напомнил, что эти дни армяно-большевистские соединения только в Баку истребили 12 тысяч мирных азербайджанцев.
А 1948-1953-х годах, в результате массовой депортации проживающих в Армянской ССР азербайджанцев с исторических земель, в частности Иревана и прилегающих к нему районов, около 150 тысяч наших соотечественников были насильственно переселены в низменные районы Азербайджана.
Как пишет завотделом АП Азербайджана, во второй половине 80-х годов ХХ века армянские националисты вновь стали выдвигать территориальные претензии относительно Нагорно-Карабахского региона Азербайджана. Начиная с 1988 года, они, грубо нарушив нормы международного права, предъявив территориальные претензии против другой суверенной страны-члена ООН – Азербайджана, оккупировали Нагорно-Карабахскую автономную область и прилегающие семь районов (20 процентов от общей территории государства), изгнав из родных краев более миллиона мирных жителей (каждого восьмого жителя страны), осуществив этнические чистки. В результате агрессорской политики, проведенной армянской стороной в регионе, уже примерно 30 лет на Южном Кавказе продолжаются вооруженные конфликты и кровавые столкновения.
"Несмотря на все усилия Азербайджана и международных миротворческих структур, в первую очередь ООН и ОБСЕ, Армения все еще не хочет уходить с оккупированных ею земель и серьезно препятствует установлению стабильного мира в регионе. В настоящее время на Южном Кавказе в любой момент могут начаться новые вооруженные столкновения и кровавые войны, что приведёт к новым человеческим трагедиям", - отмечает Гасанов.
Армянские националисты на протяжении последних двух столетий в целях реализации на государственном уровне идеи о создании мифического государства "великая Армения" на исторических землях Азербайджана, восточных и юго-восточных анатолийских территориях Турции, регулярно продолжали совершать против турецких тюрков и азербайджанцев кровавый террор, массовые бойни, депортацию и этнические чистки, пишет завотделом.
"Они, реализуя опять же на государственном уровне официальную национально-шовинистскую идеологию, руками армянских "ученых" сфальсифицировали реальную историю региона, привили нескольким поколениям армянского народа дух национальной исключительности, враждебности против тюрко-мусульманских народов, осуществляя кампанию жесткой моральной агрессии, полностью очистили нынешнюю территорию Армении от местных азербайджанцев. Все подобные процессы, наблюдаемые на Южном Кавказе и противоречащие международному праву, все события, выходящие за рамки человечности, преднамеренно искажались мировой армянской диаспорой, в глазах мировой общественности был создан образ "страдающего и угнетенного" армянина и "жестокого" тюрка-мусульманина и азербайджанца", - добавляет помощник Президента Азербайджана.
Во второй половине 80-х годов ХХ века армянская сторона, воспользовавшись создавшейся в СССР политической ситуацией, сразу же выдвинула открытую территориальную претензию против Азербайджана, в течение нескольких дней подвергла массовой депортации около 200 тысяч азербайджанцев, проживающих в Армении, а затем стала осуществлять массовый террор и кровопролития против азербайджанской общины Нагорного Карабаха, отмечает он.
"Первого декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял противозаконное постановление о воссоединении Нагорно-Карабахской автономной области с Арменией и, тем самым, продемонстрировал, что истинная суть нагорно-карабахской проблемы состоит из необоснованных территориальных претензий против Азербайджана. На территориальные притязания одной республики против другой, объединенных в одном федеративном государстве, не была дана какая-либо правовая реакция, наоборот, проармянская политика тогдашнего руководства Советского Союза придала импульс дальнейшему обострению сложившейся ситуации, попытки террора, массового кровопролития и этнической чистки со стороны армян против азербайджанцев получили широкий размах на территории так называемой НКАО и в приграничных с Арменией регионах Азербайджана. Следует отметить, что это постановление Верховного Совета Армении впоследствии также не было аннулировано. Роберт Кочарян, избираясь в 1989 году депутатом парламента Армении, а в 1998 – президентом Армении, ссылался на "факт" предоставления ему данным постановлением статуса полноправного гражданина Армении. Этим же "правом" впоследствии воспользовался и его преемник Серж Саргсян", - отметил Али Гасанов.
Помощник Президента Азербайджана в своем статусе в соцсети пишет, что с начала 1992 года вооруженные силы Армении начали расширять агрессивную политику и один за другим оккупировали все населенные пункты в Нагорном Карабахе и на прилегающих территориях, где проживали азербайджанцы. За короткий срок были захвачены Ходжавенд, Джамилли, Мешели, Имарет-Гервенд, Керкиджахан, Малыбейли, Гушчулар, Гарадаглы и другие села, часть населения взята в плен, были присвоены их имущество и скот.
"В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года регулярные воинские формирования армянского государства с участием 366-го мотострелкового полка бывшей советской армии, расположенного в городе Ханкенди, напали на город Ходжалы, много месяцев находившийся в осаде, и за одну ночь сравняли его с землей. Во время этой кровавой акции была учинена беспощадная бойня против мирного населения: 613 человек были убиты, их трупы были осквернены, 1275 человек – взяты в заложники. Судьба 150 из них неизвестна до сих пор. 63 из убитых - дети, 106 – женщины, 70 - старики. В результате военной агрессии были полностью уничтожены восемь семей", - добавил Гасанов.
Он отметил, что цель совершивших Ходжалинский геноцид заключалась в том, чтобы сломив азербайджанский народ, свернуть его с пути независимости, заставить прекратить борьбу за территориальную целостность и насильственно захватить земли. Ходжалинский геноцид, учиненный в конце XX века на глазах всего мира, отличающийся особой жестокостью и беспощадностью, является одной из самых кровавых страниц истории агрессивной армянской политики. Политико-правовая ответственность за это тяжкое преступление непосредственно ложится на руководство Армении того времени и последующего периода, а также на сепаратистский режим Нагорного Карабаха.
"После совершения Ходжалинской трагедии Армения еще более расширила масштаб военной агрессии против Азербайджана, оккупировала еще семь районов за пределами Нагорного Карабаха, изгнала из родных краев около одного миллиона азербайджанцев, которые стали беженцами и вынужденными переселенцами", - написал Али Гасанов.
Он подчеркнул, что азербайджанское государство во главе с великим Гейдаром Алиевым, а в последующие 15 лет - под руководством президента Ильхама Алиева предприняло и предпринимает все необходимые шаги по признанию в мире Ходжалинского геноцида, доведению до международной общественности правды о карабахском конфликте, разоблачению агрессоров и освобождению оккупированных земель.
"Азербайджанское государство всегда использовало возможности всех национальных ресурсов, в том числе диаспорских структур для решения этого судьбоносного вопроса, поддерживало большинство общественных инициатив в этом направлении. В последние годы к международной кампании "Справедливость к Ходжалы!" (Justice for Khojaly), получившей широкий размах в мире по инициативе вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой, присоединились многочисленные институты гражданского общества, действующие в Азербайджане и за рубежом, призывающие государственные структуры и общественность различных стран, международные организации к даче адекватной оценки этой трагедии.
В настоящее время Ходжалинский геноцид официально признан:
• на уровне парламентов 13 стран,
• на уровне парламентов 22 штатов США,
• Организацией исламского сотрудничества.
• Европейский суд по правам человека в постановлении от 22 апреля 2010 года определил убийство азербайджанского гражданского населения в Ходжалы как "особо тяжкие действия, которые могут быть расценены как военные преступления или преступления против человечности".
Кроме того, вопрос территориальной целостности Азербайджана и факт того, что Армения является государством-агрессором, зафиксированы:
• в резолюциях Совета безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884, принятых в апреле-ноябре 1993 года,
• в решении Лиссабонского саммита ОБСЕ в 1996 году,
• в резолюциях под названием "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана", вынесенных на 60-й (2006) и 62-й (2008) сессиях Генеральной ассамблеи ООН,
• в решении ПАСЕ (2005),
• в резолюции Европейского парламента (2010),
• в Декларации Саммита "Восточное партнерство" Европейского Союза (2017),
• в соглашении "Приоритеты партнерства" Европейский Союз-Азербайджан (2018),
• в решениях XVI (Тегеран, 2012) и XVII (Маргарита, 2016) саммитов глав государств и правительств Движения неприсоединения,
• в резолюциях, принятых на VII (Марокко, 1994), VIII (Иран, 1997) и IX (Катар, 2000) конференциях, итоговых документах, принятых на XI (Сенегал, 2008) и XII (Египет, 2013) саммитах глав государств и правительств Организации Исламского Сотрудничества (ОИС), а также в многочисленных резолюциях и итоговых документах, принятых на различных конференциях Совета министров иностранных дел ОИС,
• в итоговом заявлении 13-го Саммита ЕСО (Исламабад, 2017) и решениях других международных структур было выражено уважение к неприкосновенности территориальной целостности и суверенитета, признанным на международной уровне границ Азербайджана, отмечена важность решения конфликта именно на основе этих принципов.
Кроме того, отражение в итоговых коммюнике большинства саммитов НАТО, проведенных с 2006 года, в том числе саммитов в Ньюпорте (2014), Варшаве (2016) и Брюсселе (2018), принципов решения конфликтов на Южном Кавказе, опирающихся на территориальную целостность, суверенитет стран и Хельсинкский заключительный акт, отвечают интересам Азербайджана, отмечает Али Гасанов.
Несмотря на все это, в настоящее время армянская сторона, нарушая нормы международного права, продолжает свою оккупационную политику, и серьезно препятствует установлению устойчивого мира на Южном Кавказе.
Помощник Президента Азербайджана отметил, что соотечественники посредством местных и международных традиционных медиа, а также социальных сетей должны организовывать широкие кампании, представлять на научных конференциях, симпозиумах и других собраниях реальные факты о Ходжалинском геноциде.
"Известно, что на проводимых переговорах для урегулирования конфликта Армения выступает с неконструктивной позиции и не отказывается от своей захватнической политики. С другой стороны, отсутствие конкретных действий таких международных организаций, как ООН и ОБСЕ, для исполнения их же предложений и резолюций, препятствует достижению прогресса в переговорном процессе. Наряду с этим, в течение 27 лет созданная в рамках ОБСЕ Минская группа и государства-сопредседатели этой группы, исходя из принципа "двойных стандартов", не были намерены оказывать какого-либо давления на Армению для справедливого решения конфликта. Несмотря на это, Азербайджанское государство с уважением относится к миротворческим предложениям международных организаций, в частности, ОБСЕ, действующей для урегулирования конфликта мирным путем, регулярно и активно участвует в ее работе. А это подтверждает, что Азербайджан, в первую очередь, предпочитает мирный вариант в переговорах, проводимых по урегулированию конфликта", - подчеркнул Али Гасанов.