Зарина Оруджалиева
По данным Национального исследовательского университета Российской Федерации "Высшая школа экономики", Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ) Азербайджана опередил Армению, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и даже конкурирует с Россией по качеству организации и проведения экзаменов на всех этапах приема. С 1992 года Государственной комиссии по приему студентов АР, ныне - ГЭЦ, удалось выполнить задачи, поставленные перед ней правительством Азербайджана в области искоренения коррупции на стадии приема в учебные заведения и на госслужбу, а также сделать экзамены доступными для более широких масс населения.
Российский университет изучил условия приема в пяти странах в научной работе под названием "Экзамены как инструмент решения государственных задач". В результате применения централизованной системы тестирования для приема студентов в вузы Азербайджана, коррупция и непотизм были искоренены из этой сферы, о чем также свидетельствуют результаты независимых исследований UNESCO.
Госэкзаменационный центр ежегодно обеспечивает оценивание знаний, навыков и компетенций около 600 тысяч граждан страны, сообщила в интервью Sputnik Азербайджан председатель совета директоров ГЭЦ Малейка Аббасзаде, рассказав о новых разработках и трудностях оценивания в период пандемии коронавируса.
- Судя по результатам исследования, ГЭЦ удалось опередить своих "коллег" в постсоветских странах. Как вы прокомментируете такой успех?
- Очень часто нам приводят в пример другие страны, при этом как бы вырывая из контекста то, с чего все это начиналось - каковы тенденции развития системы образования в Азербайджане, какие цели ставились, как они достигались. И почему-то считается, что кто-то другой делает работу лучше нас.
Чем интересна эта научная работа российского вуза? Тем, что в ней есть сравнительный анализ постсоветских стран. Опубликованы таблицы, демонстрирующие, что делается в Азербайджане и других странах. И по ним видно, что наша страна - пионер в этой области.
Профессия ни при чем: почему все больше школьных учителей болеет и умирает от COVID-19 >>
Начало процесса было заложено в 1992 году. В дальнейшем, в 1994 году была разработана концепция построения открытой социо-технической системы со специально сконфигурированными аппаратным и программным обеспечением. И шаг за шагом она реализовывалась в нашей деятельности в 90-е годы. Мы были первой организацией в стране, которая использовала IT-технологии для управления массовыми процессами. И как результат этой деятельности, мы сейчас обладаем базами данных, которые позволяют заранее моделировать и просчитывать все ожидаемые результаты и риски при принятии каких-то решений по совершенствованию системы экзаменов или изменению каких-то правил и нормативов.
Кроме того, они дают возможность проводить достаточно серьезные исследования и по оцениванию результатов реформ в системе образования, и по гендерным вопросам, и по развитию регионов.
Безусловно, мы опираемся на собранную за эти годы информацию. Практически все наши внутренние технологические линии автоматизированы, в то же время с развитием интернета в стране уже более 20 лет автоматизированы и процессы по работе с населением. Соискателю достаточно только заполнить свое электронное заявление, выслав нам свой уникальный идентификационный код, дальше мы уже практически все о нем знаем.
В последние пять лет мы уже не являемся органом исполнительной власти, а функционируем как публичное лицо юридического права. То есть нам даны определенные свободы в плане экономической деятельности.
Основные задачи, которые нам заказывает государство, выполняются. Это выпускные, вступительные экзамены, прием на госслужбу и многие другие экзамены. Но при этом мы можем проводить аналогичные работы для частного сектора тоже.
Эксперт объяснил, почему некоторые зарубежные дипломы не признаются в Азербайджане >>
Наши продукты – это электронные услуги, разработанные с учетом пользовательского опыта (User experience) той группы населения, которой они адресованы, и они всегда имеют дружественный пользовательский интерфейс (friendly User interface). Хотя в последнее время мы думаем о том, что необходимо улучшить дизайн наших продуктов. Ведь выросло новое поколение (digital), которое очень требовательно и к дизайну IT-продукта.
Хотелось бы, чтобы наши услуги были не просто обязательными: сдал экзамен – поступил, но еще и востребованными в обычной жизни, чтобы люди понимали, что сдав экзамен и получив определенный сертификат, они открывают перед собой дверь на рынок труда и могут быстро трудоустроиться. Это сейчас крайне актуально.
- Вы сказали, что работаете над новыми электронными проектами. Что они из себя представляют?
- Это сертификация наших экзаменов. То есть мы хотим, чтобы результаты экзаменов были действительными в течение нескольких лет. Один из проектов, над которым мы работаем достаточно долго - около четырех лет, и думаю, к концу этого года мы его завершим, это экзамен по азербайджанскому языку. Можно сказать, что это будет азербайджанский аналог TOEFL или IELTS.
С этого года мы работаем над проектом вместе с нашим партнером - Институтом Yunus Emre, организующим экзамены по турецкому языку по всему миру.
В Азербайджане сформированы новые специальности магистратуры >>
Мы проводим экзамен по азербайджанскому языку для всех выпускников школ с неазербайджанским языком обучения. Но хотим создать несколько видов экзаменов, таких как азербайджанский для школьников, азербайджанский для магистров, для людей, которые хотят подтвердить свое знание азербайджанского языка в рамках CEFR (общеевропейских компетенций владения языком). И это не должен быть обязательный экзамен. Он будет доступен по желанию. Допустим, при приеме на работу кандидат сможет предъявить работодателю сертификат, подтверждающий знание государственного языка.
- Над чем еще вы сейчас работаете?
- Мы сейчас претворяем в жизнь большой проект вместе с нашими европейскими партнерами. В организации экономического сотрудничества и развития (OECD) есть программа SIGMA, в рамках которой мы разрабатываем новый проект по экзаменам приема на госслужбу. Это модель измерения уровня компетенций, необходимых на той или иной позиции в госорганах.
Сейчас законодательно прописано, какие знания наш Центр должен проверять при приеме на госслужбу. Это знание законодательства Азербайджана, определение уровня знания азербайджанского языка, логического мышления.
Мы выдаем сертификат, который в течение пяти лет дает его обладателю право участвовать в собеседованиях на свободные вакансии на госслужбе, и именно во время собеседования решается, годен кандидат или нет. Но мы намерены реформировать экзамен в проверку уровня компетенций, соответствующих данной позиции.
ГЭЦ уже очень давно ведет этот пилотный проект со своими партнерами, представленными пятью министерствами и судами.
Кстати, эти разработки уже использованы в общенациональном конкурсе Yüksəliş.
В Азербайджане отказались признавать дипломы филиалов российских вузов >>
Центр также начал проект по сотрудничеству в области оценивания профессиональных стандартов на международном уровне с организацией Pearson, известной своей деятельностью в данном направлении.
- В одном из своих недавних выступлений вы заявили о смягчении условий экзаменов для абитуриентов...
- Что такое условия приема? Во-первых, государством определяется количество мест по различным учебным заведениям и по различным специальностям, как бесплатных (то есть по госзаказу), так и мест по платному приему. Чем больше мест, тем легче поступить.
Последние три года прослеживается тенденция устойчивого роста количества мест по госзаказу – это факт. В принципе, учитывая увеличение мест по госзаказу и общего плана приема, можно сказать, что условия поступления на определенные специальности стали проще. Уже со средними баллами можно поступить на бесплатные места технических и экономических специальностей.
Места в частных вузах, сельскохозяйственные специализации в государственных вузах, как правило, не заполняются более чем на 60% - это тоже устойчивая тенденция.
Достаточно высокий конкурс на специальности топовых вузов гуманитарной направленности и на медицинские специальности – а это уже традиция.
И вопрос не в том, что трудно поступить, экзамены сложные, вопрос еще и в том, куда именно вы хотите поступить и готовы ли выдержать конкуренцию 10 человек на одно место, если даже в собственной школе вы не самый лучший ученик.
Педагогам в регионах не на чем добираться на работу: как решить проблему >>
Важную роль играет и содержание экзаменов. Оно базируется на куррикулуме, принятом в средней школе, и априори не может быть сложным. Если учебная программа была усвоена учениками, согласно госстандартам, формируются соответствующие компетенции знания.
Обычно, когда мы публиковали программы вступительных экзаменов, мы исходили именно из содержания школьного куррикулума. Но этот год был особенным, многое пришлось ученикам осваивать самостоятельно. Мы учли то, что определенное время не было занятий, был карантин, были обстрелы мирных городов во время войны, и был нарушен учебный цикл. Поэтому из программ были исключены темы и разделы, изучение которых попадало на это время, и они были сложными для самостоятельного изучения.
Но при этом надо было сохранить логическую последовательность изучения каждого предмета. Грубо говоря, нельзя по теме "Законы Ньютона" пройти первый и третий, пропустив второй, а вопросы задавать только по третьему.
С учетом этих обстоятельств была проведена скрупулезная работа совместно с министерством образования и многочисленными экспертами-педагогами. В ноябре-декабре 2020 года были опубликованы программы выпускных и вступительных экзаменов по всем предметам 9-го и 11-го классов.
Что изменилось в программе? С 2009 года, с внедрением куррикулума изменился контент азербайджанского среднего образования. Есть определенные направления, по которым идет обучение. Одну и ту же тему проходят в шестом классе на определенном уровне сложности, затем она по принципу спирали углубляется, и в старших классах ее опять изучают, но на другом уровне, и по этой теме уже возникают другие компетенции.
Подход вузов к оцениванию знаний студентов ошибочен - эксперт >>
Обычно мы на экзамене задавали вопросы по данной теме, учитывая последний уровень компетенций - 9, 10 или 11-го классов. А сейчас, если мы логически не могли полностью исключить какие-то направления и темы, то по этим темам мы предлагаем вопросы, проверяющие компетенции, сформированные у нынешних выпускников в 6, 7, 8 классах, то есть до пандемии и до войны.
Кстати, модельные варианты заданий экзаменов, которые соответствуют новой программе, мы тоже заранее опубликовали еще в ноябре.
Таким образом, можно сказать, что в этом году у нас изменилась программа. Она стала проще. Мы исключили многие сложные темы. Более того, форма предоставления вопросов тоже в какой–то степени упростилась. Мы увидели, что на вопросы, требующие развернутого ответа, учащиеся отвечают хуже. Сейчас мы уменьшили их число, но это не означает, что в дальнейшем будет так же. Эти вопросы действительно позволяют лучше измерять компетенции. И мы надеемся, что скоро все восстановится.
- Смогли ли вы нейтрализовать влияние человеческого фактора при проверке письменных работ?
- Удалить влияние человеческого фактора при проверках письменных работ - непростая задача, требующая только соблюдения режима секретности. Особенно, если учесть количество работ (более 100 тысяч участников на каждом экзамене). Решение этой задачи потребовало внедрения определенных новых технологий, разработку новых платформ.
Начиная с 2017 года эксперты-маркеры проверяли работы в специально оборудованных залах на основе разработанного нами программного комплекса. Но с прошлого года в условиях пандемии мы пошли еще дальше. Сейчас эксперты-маркеры проверяют работы, находясь у себя дома, онлайн, и при этом соблюдается и режим анонимности, и обеспечивается интеллектуальная защита результатов от какого-либо влияния.
Лучше отказаться от дистанционного оценивания школьников - эксперт >>
Как это происходит? Представьте себе, что работа каждого ученика состоит как минимум из десяти письменных вопросов. Естественно, личные данные ученика кодируются, и работы гипотетическими электронными ножницами делятся на десять частей по вопросам. То есть каждый файл, принадлежащий каждому ученику, делится на десять частей. Все они имеют один код. Этот код относится к имени одного ученика. Его никто не знает. Этому файлу код присваивает машина, никто в этом не участвует, все происходит в автоматическом режиме.
Далее все маркеры по всей стране, сидя у себя дома, начинают проверять работы. Всем посылаются ответы учеников на первый вопрос. Им дается критерий оценивания этого вопроса, и по каждому ответу они заполняют протокол. Ответ на один вопрос каждого ученика посылается одновременно двум маркерам. Один маркер может сидеть в Лянкяране, другой - в Нахчыване, а ученик может быть из любого района. И никто не знает, кто проверяет его ответы.
Эта система также работает на уровне экзаменов в магистратуру и докторантуру. Получается, что работу одного участника проверяют как минимум 20 маркеров по всему Азербайджану, то есть каждый из десяти ответов оценивается дважды. И если результат совпадает, то он принимается, если нет, то направляется к третьему маркеру.
В целом в прошлом году было проверено 27 миллионов письменных работ (развернутых ответов на вопросы).
Далее, когда мы публикуем результаты оценивания, то выставляем и графические (фото) изображения письменных работ. Если человек не согласен с результатами, ему предлагается обратиться в апелляцию. При этом мы рекомендуем им прежде чем обращаться в апелляцию, ознакомиться со своей письменной работой.
ГЭЦ потерял на войне нескольких педагогов-контролеров >>
По логике, перед тем, как обратиться в апелляцию, человек должен хотя бы посмотреть, что он написал, по каким критериям его оценили.
И что мы видим? Только 20% из тех, кто сдает экзамены, заглядывают в свою письменную работу, когда знакомятся с результатами. А из тех, кто обращается в апелляцию, от силы 30% заранее смотрят свои работы - остальные 70% пишут жалобы, не взглянув на то, что они написали. Причем жалобы составляют не они сами, а какие-то педагоги.
Сам процесс апелляции тоже проходит онлайн или по телефону, в зависимости от выбора ученика. В основном, во время апелляции приходится показывать работу и объяснять ученику и его родителям совершенные ошибки. Хотя этого можно было бы и избежать, так как доступ к письменной работе и критериям оценивания открытый для каждого участника экзамена, и можно самостоятельно посмотреть и во всем разобраться.
Как видите, весь процесс прозрачен и в то же время не зависит от личных пристрастий лиц, принимающих решения, так как принятие решения тоже алгоритмизировано.
- Как вы намерены организовать выпускные экзамены в районах, пострадавших от обстрела во время второй Карабахской войны?
- Выпускные экзамены проводятся в тех районах, где ученики проживают и учатся. Человек учится в конкретной школе. Он не должен отдаляться от своей школы больше, чем на 5-10 километров. То есть это то расстояние, которое можно пешком пройти или доехать на общественном транспорте.
Мы проводим выпускные экзамены и во многих отдаленных сельских школах. В связи с тем, что в этом году некоторые школы пострадали в результате обстрелов наших мирных городов и сел, проанализировав ситуацию, мы для контингента этих районов организовали экзамены в других школах, которые не пострадали и наиболее близко расположены к месту проживания учащихся.
Бакинские школьники стали рекордсменами по приглашениям из-за рубежа >>
Но для вступительных экзаменов нормативы меняются. Возможно, что из одной школы на вступительный экзамен подаст документы всего один человек. Поэтому ареал проведения вступительных экзаменов более узкий.
Перед всеми экзаменами проводится осмотр и дезинфекция школ, запечатываются аудитории, и здания берутся под охрану.
- На фоне развития современных технологий, используется ли система глушения сигналов в зданиях, где проходят экзамены?
- Это очень сложно применить массово, так как глушатся сигналы и в окружающих зданиях. Мы иногда прибегаем к этому выборочно в определенных зданиях, когда у нас есть оперативные данные.
Соблюдение определенных этических правил не всегда позволяет найти телефоны при осмотре кандидата при входе в здание. Но, к сожалению, иногда соискатели вынуждают нас прибегать к другим методам проверки тоже. Каждый год новые люди повторяют старые попытки, которые оказываются неэффективными. Но они отнимают у нас и время, и ресурсы. Как следствие, работы этих лиц аннулируются.
Кстати, совсем недавно на экзамене по приему на госслужбу было использовано оборудование, ввоз которого в страну запрещен, то есть шпионская техника.
Но у нас к тому же действует система интеллектуальной защиты результатов. Все работы в итоге анализируются, выясняется, кто списал. По результатам этого статистического анализа мы имеем право аннулировать итоги работы.
Курсы азербайджанского языка могут появиться за рубежом >>
Абсолютно четко доказывается, что человек списывал, причем, мы знаем у кого. В любом случае все тайное становится явным. Даже если непосредственно на экзамене человека не поймали за руку, будьте уверены - у нас есть другие способы соответствующего анализа результатов.
Но давайте не будем раскрывать все наши секреты.
- Недавно Кабинет министров утвердил новые специальности в степени бакалавриата и магистратуры. Будет ли произведен набор по этим специальностям в текущем академическом году?
- Безусловно. Когда принимаются такие решения, они учитываются при утверждении плана по специальностям госзаказа. Если эти специальности там будут присутствовать, естественно, они будут вынесены на прием.