Отмена системы смс-разрешений с 18 января и дальнейшее послабление карантинного режима, а также восстановление работы большинства объектов, возобновления ряда услуг даст возможность постепенно вернуться к нормальной жизни.
Главной проблемой стал недостаток развлечений
Испытание в виде "домашнего заключения" без последствия для психики многих жителей страны все-таки не обошлось. Кто-то испытал шок, кому-то захотелось развестись, кто-то от безысходности набрал лишний весь. Конечно, ограничения во время мировых пандемий всегда существовали, но такого масштабного заключения мир еще не помнил.
Главной проблемой для населения Земли стала, пожалуй, не столько нехватка пищи или воды, а сколько недостаток развлечений. Особенно тяжко было населению развитых стран, для которых ограничения свободы передвижения и невозможность ходить, куда хочется, является довольно тяжкой ношей.
Ведь в таких странах, как Норвегия или Нидерланды, даже заключенные тюрем зачастую свободны в своих передвижениях. Они работают, как и остальные жители страны, получают зарплату, могут не есть тюремную пищу, а брать продукты в ближайших магазинах. В тюрьме строгого режима в Норвегии, например, заключенные в своих комнатах имеют все для, если так можно сказать, нормальной жизни: мебель, одежду, телевизор, компьютер с выходом в интернет, приличный туалет и ванную. В некоторых случаях они даже могут сходить в выходные дни куда-нибудь отдохнуть.
Выиграть в "казино" практически невозможно
Почти год в Азербайджане, как и во всем мире, то вводят строгий карантин и применяют ограничения, то смягчают и снимают запреты. Не стало ни свадеб, ни похоронных церемоний. Были закрыты театры, музеи, увеселительные заведения, рестораны большую часть времени работали только навынос. Не пойдешь ни в кинотеатр, ни в пиццерию.
Все же закрытие больших торговых центров и брендовых магазинов стало для многих людей большим психологическим сотрясением. Мы давно привыкли к систематическим походам в крупные торговые центры. Такие походы в магазины не всегда являются необходимостью, они превратились в некую азартную игру, где покупатели похожи на завсегдатаев игорных домов. Выиграть в "казино", то есть в торговом центре, практически невозможно, деньги в любом случае перекочуют из наших карманов в кассы.
Супермаркет приобретает для обывателя религиозный смысл
Современный супермаркет – это не просто площадка, где производятся различные покупки, а скорее место паломничество. В Бога обыватель не верит, религию отвергает, но при этом огромные помещения с разными товарами приобретают для него тот же религиозный смысл. Ведь как прожить хотя бы день без походов по магазинам?
Спросите у любого офисного работника: чем он занимается в обеденный перерыв? Ответ у половины будет один, хожу в маркет за покупками. Особенно этим страдают молодые женщины, которые могут вместо обеда что-то перекусить на ходу, а вместо этого успеют примерить на себя очередную обновку с ближайшего магазина.
Этой болезнью современного мира уже давно болеют и азербайджанцы. Ни музеи, ни театры, ни кинотеатры не могут соревноваться по посещаемости с торговыми центрами, или, как мы привыкли их называть, моллами. Вроде и денег нет, и до зарплаты еще целая неделя, но жгучее желание посетить торговый центр не дает людям покоя. Современные моллы кроме своей основной функции продажи товаров превратились в некий музей, лицевой образ для мировых брендов.
Супердорогие консервы нуждаются в лучших местах "музея"
Маркетологи и специалисты по рекламе давно поняли, что заставить человека купить что-либо достаточно трудно без должной подготовки. Обычные продукты, без чего человеку не обойтись, в рекламе не нуждаются. Зачем рекламировать мясо или рыбу? Разве хлеб нуждается в рекламе? Его покупают и едят почти все. А вот новые, супердорогие рыбные консервы нуждаются в лучших местах "музея".
Хватит ли воды будущим поколениям при нынешнем уровне потребления?>>
Как ни парадоксально, крупные торговые объекты служат большей частью для рекламы, а лишь некоторая часть сети - для больших продаж. Ведь, известно, что когда вокруг много товаров, человек теряется, не знает, что выбрать. Так и ходит между рядами, может что-то потрогать, посмотреть, что-то попробовать на вкус, но купит меньше, чем хотелось бы маркетологам. Ничего страшного, ведь главная цель заключается в демонстрации, а не в продаже. В обычных продуктовых магазинах ассортимент небольшой - в основном на прилавках лежит товар, который интересует граждан.
Мировые бренды создают свои магазины внутри торговых центров
А вот крупные торговые центры, помимо прочего, отличаются привлекательностью. Ближайший от дома маркет надоедает однообразием товаров, а вот тот магазин мечты нужен для праздника. Мировые бренды создают внутри таких торговых центров свои собственные магазины и даже порой убыточные точки именно для соответствия образу. Брендовые товары реализуются в других местах, а вот для рекламы нужны порой небольшие точки с огромной вывеской. Заходишь в такой магазин - ничегошеньки и нет, но все блестит. Магазин-реклама.
С 25 января уже в Азербайджане заработали часть магазинов техники, одежды и других товаров. Крупные торговые центры Баку также готовятся к предстоящему снятию карантинных ограничений. Будет огромный поток посетителей, соскучившихся по яркой рекламе брендовых магазинов. Заработают брендовые закусочные внутри моллов, запах кофе и красочная косметика будут привлекать посетителей как в старые добрые времена. Рефлексы, ничего не поделаешь.
Несмотря на работу магазинов, некие психологические установки мешают населению полноценно посещать магазины. Можно предположить, что ближе к лету, когда определенная часть населения получит вакцину от коронавируса, люди постепенно начнут возвращаться к привычной жизни.