Коронавирусный карантин выявил множество проблем, которые были не очень-то заметны в обычное время. Мобилизованные на борьбу с пандемией государственные структуры смогли адаптироваться к новым условиям, и порой действуют эффективнее на фоне частных компаний - и наоборот. Не осталась в стороне и медицина, где не редкость работа "по старинке", к примеру, чтобы получить ответы на сданные анализы, приходится являться в клинику лично. Об онлайн-очередях и вовсе говорить не приходится.
Во время изоляции обнаружилось немало недочетов в работе небольших и казалось бы, способных проявить гибкость фирм, менеджеры которых до сих пор не понимают всех преимуществ информационных технологий. Карантин ограничивает возможности для решения насущных задач и проблем. Развлечений нет, а потребностей много, но бизнес извлекать выгоду из этой ситуации по-настоящему не научился.
"У этого медцентра страница в соцсети есть, но она не активна"
В соцсетях можно найти достаточно жалоб на работу той или иной частной медицинской структуры. "Срочно требовалось сдать анализы. Прождала почти час у медицинского центра, чтобы попасть внутрь. Ответы можно будет получить только лишь к вечеру. Спросила, нельзя ли отправить на е-мейл или по смс. Говорят, нельзя. А я живу за городом. У этого медцентра страница в соцсети есть, но она не активна", - пишет пользователь соцсети Facebook.
Удивительно, но некоторые медицинские центры выдают результаты анализов только на руки. Конечно, у них есть версия в компьютере, но почему-то онлайн-услуги нет. И соцсетями не пользуются, как будто им лишние деньги не нужны. Рынок медицинских услуг - один из самых прибыльных в Азербайджане. Цены запредельные, а сервис неважный. Везде очереди, везде надо ждать. А ведь все можно было бы организовать на уровне, создать систему онлайн-записи, отправлять по интернету ответы лабораторных анализов. Страховую медицину внедрить повсеместно пока не успели, а имеющаяся в наличии платная система работает из рук вон плохо.
Пандемия заставила половину азербайджанских бизнесменов уйти в интернет >>
Следует разобраться в причинах плохого сервиса в частных медицинских учреждениях. Конечно, работа этих центров организована по образу и подобию лучших мировых медицинских центров. Светлые помещения, соблюдение стерильности, приятный и вежливый персонал – все это обязательное условие работы таких заведений. Внешние атрибуты сохраняются, но взгляд изнутри выявляет все проблемы нашей медицины.
В Россию и Турцию едут обычно те, кто изначально не верит нашим врачам
Местным клиникам приходится работать в условиях жесткой конкуренции с медицинскими структурами ближайших соседей. Россия, Турция, Иран и Грузия предоставляют те же медицинские услуги, и противостоять зарубежным центрам не так-то просто. Иран и Грузия привлекают клиентов довольно низкими ценами при наличии приличного сервиса. В эти страны едут те, кто уже "обанкротились", пройдя через множество отечественных клиник. В Россию и Турцию едут те, кто изначально не верит в нашу медицину, не желая тратить имеющиеся деньги на местных врачей.
Иранцы довольно активны в привлечении клиентов. У нас имеется много представительств иранских компаний, которые организовывают походы за здоровьем в соседнюю страну. Клиенту нужно лишь описать свою проблему, договориться о времени и расходах. В назначенное время человека прямо на границе заберет водитель, который будет сопровождать клиентов все время их нахождения в Иране. Гостиница, лабораторные анализы, прием у врача, посещение рынков, дельные советы – все это входит в пакет услуг. Заплатив не очень-то большую сумму, можно пройти серьезное обследование в иранских медцентрах. Сервис, конечно, не европейский, но вполне конкурентоспособный.
Жизнь в условиях карантина: как жители Азербайджана решают повседневные проблемы >>
Турецкие врачи и медструктуры также довольно активны на азербайджанском рынке. Часто по телевизору показывают приехавших из этой страны специалистов высокого класса, которые в течение непродолжительного времени консультируют пациентов в местных клиниках. Такая форма сотрудничества выгодна и нашим медучреждениям, и тем турецким врачам, которые втайне надеются, что клиенты затем направят свои взоры в сторону Турции.
Может ли человек с аритмией ждать у дверей медучреждения, стоя целый час?
Такое положение дел имело место до введения карантинных мер. Коронавирус в корне изменил ситуацию на медицинском рынке. С одной стороны, закрытие границ увеличило число пациентов, лишенных возможности ехать в другую страну. С другой - условия карантина лишают врачей и медперсонал возможности нормально работать. Тут и социальную дистанцию нужно соблюдать, и следить, чтобы все надевали маски. Не секрет, что часть врачей вообще бояться подходить к пациентам из-за страха подцепить заразу. Понятное дело, что к данной ситуации медицинские заведения оказались не готовыми. В этом вопросе важно учитывать мелочи, без которых бизнесу не удержаться.
Может ли пожилой человек с сердечной аритмией или с почечной недостаточностью ждать у дверей медучреждения, стоя целый час? Вряд ли. Но если нельзя ждать внутри заведения из-за коронавируса, то хотя бы около больницы нужно расставить стулья, скамейки и диспенсер с водой. Эти небольшие услуги вернутся с лихвой. Обязательно нужно активизироваться в интернете, создать приличные, действующие страницы в крупных соцсетях. У каждого медицинского центра должен быть свой сайт, где круглые сутки можно было бы получить консультацию по тому или иному вопросу, записаться на определенное время к врачу или для сдачи анализов в удобное время. Как можно вынуждать человека еще раз ездить за ответом анализов во время карантина, да еще и из далекого пригорода Баку?
Людей, способных создавать медицинский контент, днем с огнем не сыщешь
Почему о таких простых вещах не задумываются создатели этих учреждений? Ведь это просто, как дважды два. Но дело в том, что многие медицинские центры создавались в основном врачами и специалистами старой закалки. Они работают по привычным схемам. Вот здание, вот оборудование, вот врачи и персонал. А клиентов будет - хоть отбавляй. Нет сервиса - ничего, подождут, никуда не денутся. Нет мест для парковки - обойдутся как-нибудь. Зачем нужны соцсети или интернет? Достаточно иметь в штате хорошего врача, которого будут рекламировать друг другу сами пациенты. Для видимости можно создать сайт, но нанять лишнего человека для создания контента как-то не хочется. И без того хорошо.
Правда, на рынке появились врачи и медработники нового поколения. У них есть все контакты в интернете, они мгновенно реагируют на вопросы пациентов. Слишком занятые врачи даже нанимают особых людей для этого дела. Достаточно пробить их имена в соцсети, как возникает страница с полной информацией. Причем такие продвинутые специалисты одинаково хорошо представлены в нескольких крупных сетях, имеют собственные сайты с приличным контентом.
Наши бизнесмены от медицины скупятся нанять хороших менеджеров и пиарщиков для создания виртуального образа их заведения. Поручают это дело кому-нибудь из родственников за малые деньги, и довольны. Между тем, медицинский менеджмент – это особое направление, и медицинских менеджеров в Азербайджане практически не готовят. А людей, способных создавать медицинский контент, днем с огнем не сыщешь. Требуется синтез журналистики с медициной. Можно было бы заполнить Азнет интересными видеосюжетами, привлекая тем самым пациентов в наши учреждения, но так далеко задумываться наши бизнесмены не хотят, хотя могли бы оторвать большой кусок от чужого пирога. Откроются границы, народ снова повернет голову в сторону Ирана и Грузии.
Наша медицина так и не вырвется из состояния инфантилизма
В приказном порядке изменить медицинский бизнес не получится. Со временем места старых кадров займут более молодые, понимающие люди. Но некоторые условия можно изменить в рекомендательном порядке. Например, министерство здравоохранения Азербайджана могло бы направить во все медучреждения рекомендации по части выдачи ответов лабораторных анализов в формате онлайн. Это так просто, сегодня человек сдал кровь в лаборатории, а вечером получил ответ по е-мейлу или на мессенджер. Не станут выполнять рекомендации - можно будет обязать законодательно. Как минимум, можно обязать все государственные медучреждения работать в режиме онлайн там, где это возможно. Это подтолкнет частные компании последовать их примеру.
Помощь в борьбе с инфекциями: не стоит забывать о лечебных растениях и эфирных маслах >>
Рынок медицинских услуг требует довольно детальных изменений, без которых наша медицина так и не вырвется из состояния инфантилизма. Новые решения, новые идеи вполне могут изменить те сложные взаимоотношения, которые сейчас существуют между медучреждениями и пациентами.