Вице-президент МККК: мы продолжим свою работу, чтобы дать ответы людям

© Photo : courtesy of International Committee of the Red Cross ( ICRC)Вице-президент Международного комитета Красного Креста Жиль Карбонье
Вице-президент Международного комитета Красного Креста Жиль Карбонье - Sputnik Азербайджан, 1920, 23.10.2021
Подписаться
Международный комитет Красного Креста 30 лет нейтрально присутствует в регионе, осуществляя гуманитарную деятельность. Завершение карабахского конфликта означает пересмотр прежних проектов в условиях новых реалий.
Около 20 тысяч жителей региона по-прежнему не знают, какая участь постигла их родственников, пропавших без вести в ходе первой и второй Карабахских войн. Об этом в интервью Sputnik Азербайджан рассказал вице-президент Международного комитета Красного Креста (МККК) Жиль Карбонье в рамках делового визита в республику.
Во время поездки в Баку обсуждались вопросы оказания гуманитарной помощи в регионе, а также тема возвращения на родину граждан азербайджанского происхождения и членов их семей с Ближнего Востока, в частности, из Сирии и Ирака.
- В Женеве 7 октября Вы встречались с сопредседателями Минской группы ОБСЕ для обсуждения возможных деэскалационных и гуманитарных мер в регионе. Какие основные позиции были высказаны на встрече, является ли Ваш визит продолжением переговоров, какие основные цели и задачи нынешнего визита в Азербайджан, с кем прошли встречи в Баку?
- Международный Комитет Красного Креста — гуманитарная организация, не имеющая отношения к политике. Наша единственная цель заключается в том, чтобы защищать жизнь и достоинство жертв вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия, предоставлять им помощь.
Восстановительные работы в Агдаме, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 25.10.2021
Карабах
Какие зарплаты предлагают в Карабахе
Чтобы достичь этой цели, мы не только оказываем поддержку на местах уязвимым категориям (слоям населения), но и взаимодействуем с самыми разными заинтересованными сторонами для обсуждения общих проблем и улучшения гуманитарной ситуации там, где мы работаем. Мы регулярно встречаемся со множеством сторон в регионе, среди которых и сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
Тема всех наших обсуждений неизменна - гуманитарное положение и проблемы гуманитарного характера. Если смотреть под таким углом, то все обсуждения гуманитарной ситуации, которые мы проводим с соответствующими заинтересованными должностными лицами и структурами, взаимосвязаны.
В Азербайджане я провел официальные встречи с министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым и главой Государственной комиссии по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан Али Нагиевым, с председателем, сотрудниками и добровольцами Азербайджанского общества Красного Полумесяца (АОКП), с родственниками лиц, пропавших без вести. Я также встречался с пострадавшими лицами. На всех этих встречах — с представителями органов власти, АОКП и с пострадавшими людьми — мы обсуждали гуманитарные последствия конфликта.
- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в регионе в постконфликтный период?
- В большинстве случаев для ликвидации гуманитарных последствий конфликта требуются десятилетия. После 30 лет нейтрального присутствия и гуманитарной деятельности в регионе мы знаем, что с окончанием боевых действий работа не прекращается. Люди по-прежнему нуждаются в поддержке и помощи, для них необходимо создать безопасные условия.
Боеприпасы, обезвреженные специалистами Национального агентства по очистке от мин территорий Азербайджана (ANAMA) - Sputnik Азербайджан, 1920, 23.10.2021
Карабах
В освобожденных регионах АР обезврежено свыше 48 тысяч мин и неразорвавшихся боеприпасов
Мы видим, что к существующим потребностям прибавляются новые. Некоторые последствия проявляются со всей очевидностью уже после того, как смолк грохот взрывов: я имею в виду проблему лиц, пропавших без вести в результате конфликта, опасность, исходящую от мин и неразорвавшихся боеприпасов, психологические травмы, необходимость восстановления объектов гражданской инфраструктуры и многое другое. Эти проблемы сказались и продолжают сказываться на жизни тысяч людей в регионе.
Мне рассказали, что в стране реализуется множество государственных программ, и в дополнение к помощи, оказываемой нами непосредственно пострадавшему от конфликта населению, мы также поддерживаем Азербайджан, делясь своими знаниями и опытом, оказывая техническую поддержку. К примеру, мне известно, что Национальное агентство Азербайджана по разминированию (ANAMA) активно занимается разминированием и проделало в этой области большую работу. Наши коллеги сотрудничают с ними как на центральном уровне, так и на местах.
- Вы долго занимаетесь экономическими проблемами гуманитарной деятельности. На Ваш взгляд, какой объем гуманитарной помощи может быть выделен для восстановления Карабаха по линии МККК, на какие основные цели должны быть ориентированы экономические вложения для обеспечения нормального возвращения беженцев в освобожденные районы? Как быстро может быть запущен процесс возвращения к нормальной жизни в данном регионе?
- Начиная с 1992 года, МККК осуществляет различные виды деятельности в связи с нагорно-карабахским конфликтом. За эти годы мы оказали поддержку тысячам людей, проживающих вблизи границы с Арменией и бывшей линии соприкосновения. Эти проекты помогли людям получить стабильные источники заработка, поправить материальное положение, улучшить доступ к воде и первичной медицинской помощи и так далее.
Фрагменты ракеты в Барде - Sputnik Азербайджан, 1920, 19.10.2021
Омбудсмен рассказала о применении Арменией против мирных жителей запрещенного оружия
В основе всех наших проектов лежит оценка потребностей населения, пострадавшего от вооруженного конфликта. Наша задача — помогать людям, и мы работаем везде, где есть пострадавшие. После боевых действий осени 2020 года, мы значительно увеличили наш бюджет на деятельность в Азербайджане.
Как я уже сказал, наши проекты создаются в ответ на потребности: объем помощи зависит от нужд. Люди возвращаются к нормальной жизни, когда они могут не бояться за свою жизнь и жизнь своих родных и друзей, когда у них есть доступ к воде, образованию, медицинским услугам. Неурегулированные гуманитарные проблемы лишают людей будущего, возможности заново отстроить свои дома, свою жизнь и жизнь всего общества. Чем быстрее будут решены гуманитарные проблемы, тем лучше для людей, ведь это позволит им вновь зажить нормальной жизнью.
- Какие проекты МККК предлагает реализовать Азербайджану в постконфликтный период?
- Как я уже отмечал, в основе наших проектов лежат потребности пострадавшего от конфликта населения. Так, в первой половине 2021 года мы раздали наличные средства более чем 12 тысяч семей, провели занятия по минной опасности и правилам более безопасного поведения для более чем шестисот человек, оказали психологическую поддержку сотням людей, в том числе с привлечением подготовленных психологов, отремонтировали 19 школ, поврежденных в ходе боевых действий, улучшили доступ людей к воде и так далее.
Житель Гянджи Бахтияр Гейдарли - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.10.2021
Мне не было страшно: маленький житель Гянджи рассказал, как пережил обстрел год назад
Кроме того, мы продолжаем посещать лиц, содержащихся под стражей в связи с конфликтом, и тесно сотрудничаем с Государственной комиссией Азербайджана по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан в деле выяснения участи более 4500 человек, пропавших без вести в регионе в 1990-е годы. Из этих людей около 3800 — азербайджанцы. После боевых действий, имевших место в 2020 году, наше сотрудничество с Государственной комиссией активизировалось, а объем совместной работы увеличился. Был обновлен список пропавших без вести: теперь в нем также значатся имена лиц, числящихся пропавшими без вести после боев осени 2020 года.
- Намерен ли МККК предложить Азербайджану свои возможности по технической экспертизе останков без вести пропавших, как это произошло в Сирии?
- Мы продолжим свою работу, чтобы дать ответы людям, которые живут в мучительном неведении и ждут известий о своих близких. Около 20 тысяч жителей региона по-прежнему не знают, какая участь постигла их родственников, пропавших без вести в ходе боевых действий в 1990-е годы и в 2020 году. МККК сделает все возможное, чтобы помочь властям предоставить людям сведения о судьбе их родных. Наши эксперты в области судебной медицины оказывают поддержку местным специалистам, делятся с ними своими знаниями и опытом, чтобы повысить потенциал местных структур. Наши коллеги уже провели множество обсуждений и тренингов с участием представителей соответствующих государственных органов.
- Не секрет, что противник Азербайджана не раз нарушал правила ведения войны, в том числе в вопросе содержания и обращения с пленными. Как Вы можете оценить нынешнюю ситуацию с удерживаемыми лицами, какую работу вел МККК по предотвращению пыток в отношении военнопленных?
- В течение 30 лет, что мы ведем свою гуманитарную деятельность в регионе, МККК посещает лиц, задержанных в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Когда стороны в конфликте обращались к нам с соответствующей просьбой, мы выступали в качестве посредника при освобождении задержанных и передаче сторонами друг другу останков погибших.
Разрушенное азербайджанское кладбище в Джебраиле - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.10.2021
Карабах
Схожая ДНК азербайджанцев может затруднить опознание пропавших в первую Карабахскую войну
Как известно, во время таких посещений МККК оценивает то, как обращаются с содержащимися под стражей лицами, и условия их содержания, а также помогает им поддерживать контакты со своими семьями. В то же время, согласно методам работы МККК, наблюдения и рекомендации, сделанные по итогам этих посещений, передаются властям, осуществляющим содержание под стражей.
Лента новостей
0