Одной из самых знаковых личностей советского кинематографа, без всякого сомнения, является великий кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов. Всемирно известный постановщик большинство своих фильмов снимал по собственным сценариям, а в некоторых принимал участие как актер. Почти все картины Герасимова становились культурными событиями в жизни огромной страны и принимались публикой очень тепло. Но, на мой взгляд, самый бесценный вклад Сергея Аполлинариевича состоял в том, что он и его супруга - народная артистка СССР Тамара Макарова - в течение долгих лет готовили кадры для советского кинематографа, занимаясь преподаванием во ВГИКе.
Многие великие советские режиссеры и актеры прошли школу Герасимова и Макаровой. Мэтр не только учил своих студентов премудростям кино, но и после окончания учебы зорко следил за их судьбой: снимал их в своих фильмах, помогал чем мог. Несколько поколений выдающихся деятелей советского кинематографа обязаны своим становлением в профессии Сергею Герасимову.
Он был отмечен высокими правительственными наградами того времени: Народный артист СССР, Герой СоцТруда, кавалер нескольких орденов Ленина, лауреат всех высших премий СССР. Но вместе с этим Сергей Аполлинариевич очень гордился тем, что являлся Академиком АПН СССР. Это звание было им заслуженно, потому что, как уже было сказано, являлся наставником нескольких поколений советских кинематографистов, среди которых было множество великих и выдающихся имен.
Мэтр относился ко всем своим ученикам с одинаковым вниманием, но все же были у него и свои любимые студенты, такие как Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Николай Еременко, Любовь Полехина. Сегодня речь пойдет об одной из самых любимых учениц Сергея Герасимова – Наталье Белохвостиковой, которой 28 июля исполняется 70 лет.
Будущая актриса родилась в 1951 году в Москве в семье дипломата. Однако всю дошкольную пору провела в Великобритании. Учиться она поехала в Москву, где её опекала бабушка, но время от времени Наталья навещала родителей, которые после Британии продолжили дипломатическую службу в Швеции. Вот там-то и повстречал ее выдающийся советский режиссер Марк Донской, который в то время снимал фильм "Сердце матери" - посвященный родительнице Владимира Ульянова-Ленина. Юная особа, выросшая в элитной семье дипломатов и имевшая прекрасное образование, владевшая английским, как своим родным языком, произвела впечатление на Донского. Думается, однако, он пригласил Наталью сниматься у себя в картине не только из-за этого: Донской этим шагом сближал свои отношения с ее отцом - авторитетным дипломатом. Но как бы там ни было, Белохвостикова снялась в нескольких эпизодах картины в роли Марьи Ульяновой.
После премьеры этого фильма Белохвостикову на киностудии познакомил с Сергеем Герасимовым один из членов творческой группы "Сердца матери". Изысканная юная москвичка очень понравилась мэтру. Когда он узнал, что девушка собирается поступить во ВГИК, Герасимов взял ее к себе на курс без экзаменов и этому не помешало то, что Наталья еще училась в десятом классе. Уже в 1969 году, когда Белохвостикова была на втором курсе ВГИКа, Герасимов начал снимать свой фильм "У озера" и на главную роль Лены Барминой пригласил свою любимицу.
Роль эта была специально написана для нее: Герасимов, используя ее фактуру, хотел максимально приблизить Леночку Бармину к возвышенным героиням русской литературы, которые вкупе с женским очарованием имели и благородные помыслы. Юная актриса снималась в этом фильме с такими титанами актерского цеха, как Олег Жаков и Василий Шукшин. Фильм, повествующий о проблемах защиты озера Байкал, стал событием в культурной жизни страны и был удостоен Государственной премии СССР. А Белохвостикова в 19 лет стала самой молодой актрисой, получившей эту престижную премию в СССР.
Картина благотворно повлияла и на личную жизнь актрисы. Отправляясь в Югославию с фильмом "У озера", Белохвостикова познакомилась в аэропорту с известным режиссером Владимиром Наумовым, который также вез свою совместную с Александром Аловым картину "Бег". Они понравились друг другу и спустя некоторое время поженились. Наумов восхищался супругой не только как женщиной, но и как актрисой, поэтому во многих его фильмах главные женские роли исполняла Белохвостикова.
После "У озера" актриса сыграла роль Анны Снеткиной в фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт", где в роли Сергея Есенина выступил Сергей Никоненко.
А потом была "Надежда". Режиссер Марк Донской, сняв в "Сердце матери" Белохвостикову в роли сестры Ленина, на этот раз предложил актрисе роль супруги и соратницы Ильича. Смотрел я этот фильм, и он был далек от статуарности настолько, насколько это было возможным в те времена. Роль молодого Ленина исполнял великолепный Андрей Мягков. Ну а Белохвостикова у меня осталась в памяти как самая красивая Надежда Константиновна Крупская в кино. Участие в этом фильме поднимало авторитет актрисы среди чинуш, да и многие коллеги понимали, что без таких ролей в советском кино не обойтись.
Но, наверное, все же пиком творчества Натальи Белохвостиковой являются годы второй половины 70-х и первой половины 80-х прошлого столетия. Наталья была востребована, в особенности в костюмированных фильмах, где выглядела изумительно. Началось это с телеэкранизации романа Стендаля "Красное и чёрное" ее учителем Герасимовым, где актриса прекрасно справилась с ролью Матильды де Ла Моль. Любители кино наверняка не раз смотрели этот фильм, который был очень популярен в свое время. Все актеры в картине, где солировал в роли Жюльена Сореля Николай Еременко-младший, были на высшем уровне. Отмечу, что, на мой взгляд, в этом фильме блеснули актерским мастерством самого высокого уровня Глеб Стриженов в роли маркиза де Ла Моль и Наталья Белохвостикова в роли его дочери.
Потом была роль Неле в фильме Наумова и Алова "Легенда о Тиле", а в 1979 году Белохвостикова блистательно сыграла в двух выдающихся телепроектах. В экранизации Михаила Швейцера пушкинских "Маленьких трагедий" она безупречно исполнила роль донны Анны, где составила чудный дуэт с Владимиром Высоцким в роли дона Жуана, а в прочтении режиссера Юлия Карасика произведения Эжена Скриба "Стакан воды" Белохвостикова была изумительна в образе королевы Анны.
Актриса сумела показать в этом образе, вместе с беспомощностью и зависимостью королевы, ее решительность и бескомпромиссность, когда дело касалось любви. По сравнению с другими женскими персонажами фильма, у Белохвостиковой было намного меньше возможностей для показа всего своего актерского арсенала, но она справилась с ролью блестяще. На мой взгляд - это одна из самых глубоких и проникновенных ролей актрисы.
После была роль в "Незваном друге" режиссера Леонида Марягина, где актриса играла современницу. В фильме снимались такие актеры, как Олег Даль, Олег Табаков, Всеволод Санаев, Анатолий Ромашин, Ирина Алферова. Белохвостикова в роли Нины была очень убедительной и запоминающейся. Ну и конечно же, знаменитый фильм Алова и Наумова - "Тегеран-43", в котором актриса сыграла сразу три женские роли (бабушку, дочь и внучку) и сделала это блистательно. Она снималась в этом фильме с целым рядом выдающихся актеров советского кино, а также с несравненным французом Аленом Делоном.
О широте актерского диапазона актрисы говорит тот факт, что после этой роли она была приглашена известным режиссером Светланой Дружининой на роль графини Палинской в ее экранизацию оперетты Имре Кальмана "Принцесса цирка". Наряду с другими мастерами актерского цеха страны, она была блистательна и искрометна в этом фильме, показав в картине новые грани своего таланта. Снялась Белохвостикова в 1983 году в фильме своего мужа и Алова "Берег", где создала образ Эммы. Фильм и работа актрисы были высоко оценены как широкой публикой, так и специалистами кино.
Среди последующих фильмов с её участием отмечу такие как "Выбор", "Змеелов", "Десять лет без права переписки", "Закон", "Господи, услышь молитву мою". Все эти картины были сняты еще во времена СССР. После развала государства Белохвостикова крайне редко снималась и предпочитала вместе с мужем тихую семейную жизнь. У них есть дочь и внук, а в 2007 году Белохвостикова приняла решение усыновить трехлетнего Кирилла.
Да, ныне она не снимается, но за свои семьдесят лет сумела многое сделать в кино. Картины, в которых она играла главные роли, прочно вошли в сокровищницу советского кинематографа и в этом, несомненно, большая заслуга выдающейся актрисы – Натальи Николаевны Белохвостиковой.
Читайте также:
-
Людмила Чурсина: актриса необыкновенной страстности и силы характера
-
Неповторимая Мальвина: памяти Татьяны Проценко
-
Григорий Чухрай: кинорежиссер, исповедующий незыблемость нравственных ценностей
-
Трагическая судьба великого актера: к 80-летию Олега Даля
-
Гамлет Ханызаде: еще один невостребованный великий актер
-
Игорь Старыгин: легендарный мушкетёр Арамис