05:31 21 Сентября 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • EUR1.9912
  • RUB0.0232
Колумнисты
Получить короткую ссылку
2534100

Актер в своем творчестве стремился к идеальности: он отказался от предложения самого Эльдара Рязанова сыграть Женю Лукашина в "Иронии судьбы", объяснив это тем, что он будет недостаточно убедителен в этой роли.

Вторая половина пятидесятых и шестидесятые годы подарили миру очень много талантливых людей во многих отраслях, но думается в СССР больше всего одареннейших личностей в эти годы начали работать в театре и кино. Молодое поколение может оспорить мое мнение и сказать, что определенное количество талантов в этой области появляется в любые времена.

Знаю, что имена многих сейчас находящихся в зените своей карьеры и только начинающих еще "звездочек" не сходит с уст молодых людей. Это касается как отечественного театра и кино, так и зарубежного. Я могу не согласиться со вкусами молодых людей, но оспаривать или отвергать просто не имею права. Но замечу, когда имеешь убеждение, то спор совершенно неуместен.

Хотя, все же скажу: хотелось бы, чтобы молодежь, видя несколько скептическое мое отношение к нынешнему актерскому цеху, не списывало мою позицию на ворчливое брюзжание представителя старшего поколения. Это не так. Уверяю вас, в те времена также были разные поколения, были люди, которые видели легенд сцены и экрана начала двадцатого века. Тем не менее, именно это старшее поколение, сделало несравненно многое для того, чтобы в послевоенное время в стране, в которой тогда мы все жили, произошел небывалый подъем театра и кино.

Я не буду перечислять имена великих актеров, которые в те времена засверкали в СССР. Их очень много. Некоторые из них, дай Всевышний им здоровья, до сих пор радуют поклонников своим творчеством. Однако, вспоминая актеров тех времен, нельзя не отметить очевидный факт. Большинство из них были не только великими актерами, но и всесторонне образованными людьми и выдающимися личностями. Часть из них смогла идентифицировать свое творческое и человеческое "Я" в условиях тоталитарного советского строя, но многие так и не смогли приспособиться и, не выдержав постоянного противостояния с режимом, либо "ломались", либо…

Сегодня мы с вами, уважаемый читатель, поговорим о безгранично талантливом актере, выдающемся человеке Олеге Ивановиче Дале, которому 25 мая этого года исполнилось бы 80 лет.

Многие представители старшего и среднего поколения помнят, каким явлением в обществе стало в начале 1979 года премьера телефильма "Безымянная звезда". Это был режиссерский дебют великого актера Михаила Козакова. В главных ролях были заняты сам режиссер, Игорь Костолевский и Анастасия Вертинская.

Главного персонажа фильма, учителя гимназии провинциального румынского городка Марина Мирою сыграл Игорь Костолевский. Сделал он это восхитительно. Но я помню свою реакцию: "Эта же роль создана для Даля, почему не он?" Как оказалось позже, многие современники задали себе во время просмотра картины тот же вопрос. Оказалось, что Козаков очень хотел, чтобы эту роль сыграл Даль, но актер отказался. В те времена Олег Иванович отказывался от многих предложений, и это связывали с тем, что он сильно увлекался алкоголем и предъявлял чрезмерные требования руководству кинопроектами. Все казалось очень просто. Только после смерти Даля стало понятно, что осуждать его в предосудительном поведении было бы, мягко говоря, легкомысленно.

Родился Даль в Москве, в интеллигентной семье. Уже подростком мечтал о сцене. Но у него был изъян, очень нежелательный для актера – он картавил. Но благодаря своему упорству юноша избавился от этого недостатка и в 1959 году поступил в училище имени М. Щепкина на курс выдающегося актера и педагога Н. Анненкова. Курс был очень многообещающим: достаточно отметить, что вместе с Далем учились Виктор Павлов, Виталий Соломин, Михаил Кононов.

© Sputnik
Олег Даль в фильме Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика".

Его кинодебют состоялся в знаковом фильме начала шестидесятых - "Мой младший брат". Режиссер Александр Зархи из множества кандидатов отобрал трех счастливчиков. Ими стали Андрей Миронов, Александр Збруев и Олег Даль. Картина имела оглушительный успех, а молодые актеры привлекли к себе внимание режиссеров. Также Даль очень удачно снялся в фильме Леонида Аграновича "Человек, который сомневается".

В 1963 году Даль после окончания учебы был принят в труппу знаменитого "Современника". Роли в те времена ему давали второстепенные, но он был рад уже тому, что находится в труппе этого молодежного театра, руководимого в то время Олегом Ефремовым. Тем более, что Даля все чаще и чаще приглашали сниматься в кино.

Однако, через определенное время Даля такой ход событий начал раздражать. Драматически складывалась и личная жизнь актера. Я не сторонник раскрытия альковных тайн, но тогда вся Москва говорила о том, что влюбленная в Ефремова актриса Нина Дорошина все же дала согласие влюбленному в нее Далю выйти за него замуж. И вот, в день свадьбы Ефремов перед всеми посадил Нину на колени и обратился к ней со словами "А любишь ты меня…" Это был серьезный удар по личности Даля. Потом у него был еще один краткосрочный и неудачный брак с Татьяной Лавровой. Олег начал выпивать.

Но в кино актера снимали регулярно. Он снялся в картине Исидора Анненского "Первый троллейбус", а в середине шестидесятых Владимир Мотыль пригласил Даля на главную роль в своем фильме "Женя, Женечка и "катюша". Фильм этот был фантастически популярен и во многом благодаря Олегу Далю. Отмечу, что Даль уже сильно выпивал и часто срывал съемки, но Мотылю все же удалось в некоторой степени мобилизовать Даля и завершить съемки. Представляя войну в жанре трагикомедии, Мотыль настроил против картины многих чинуш, однако у зрителей она пользовалась громадной популярностью. Как и следующий фильм, где снялся Даль – "Хроника пикирующего бомбардировщика" режиссера Наума Бирмана. Олег Даль благодаря работам в этих картинах стал одним из самых востребованных и популярных актеров в стране.

© Sputnik
Артист Олег Даль в роли Жени Колышкина в художественном фильме "Женя, Женечка и Катюша".

Он уходил из "Современника", потом на некоторое время вернулся, сыграл Ваську Пепла в "На дне". Сыграл восхитительно, но все же, лично для меня и думаю для многих поклонников Даля, он раскрылся во всем своем актерском величии в те времена, когда сотрудничал с великим режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом.

Судьба свела Даля с Эфросом, когда он, устав от диктата бездарных режиссеров, сам решил учиться на постановщика и поступил в Высшие режиссерские курсы во ВГИК, где его мастером был великий И. Хейфиц. В нескольких телепостановках Эфроса Даль играл главные роли и делал это гениально. Но к тому времени характер Даля сильно испортился. Он в подпитии мог себе позволить многое - и даже подтрунивал над таким гениальным актером, как Иннокентий Смоктуновский. По воспоминаниям Эфроса, он делал это так бестактно, что Анатолию Васильевичу было стыдно смотреть Смоктуновскому в глаза, а Даль уже на следующий день ничего не помнил.

Тем не менее, Даль становился все более известным. Его заметила и привлекла в свою индустрию "сказочных фильмов" великий мастер этого жанра Надежда Кошеверова. Он блистательно сыграл в ее вечном фильме "Старая, старая сказка". Сразу после этого Григорий Козинцев приглашает Даля на роль шута в свою экранизацию шекспировского "Короля Лира". Как изумительно точно создал образ шута Даль! Как он был филигранно точен - не только в тональности, но и в ритмике своих движений. Гениальная работа Олега Даля.

© Sputnik
Эпизод из фильма Григория Козинцева "Король Лир" по трагедии Уильяма Шекспира.В роли Шута - Олег Даль.

Именно на съемках этого фильма он познакомился со своей третьей женой Лизой Эйхенбаум, которая работала монтажером. Она сумела оказать позитивное влияние на него, и он перестал пить, а чтобы наверняка - взял и зашился.

Одно время все, казалось бы, шло хорошо. Актер время от времени срывался, но все же продолжал удачно сниматься. Он очень придирчиво и требовательно относительно не только к другим, а в первую очередь к самому себе. Он мог с ходу отказаться от перспективного предложения, твердо считая, что это не его роль.

Леонид Гайдай, у которого Даль снимался в фильме "Не может быть!", мечтал снять экранизацию гоголевского "Ревизора" и в роли Хлестакова видел Даля. Последний отказался, объяснив, что не подходит для этой роли. Но проект этот так и не реализовался. Точно также он объяснил Эльдару Рязанову свой отказ от роли Жени Лукашина в "Иронии судьбы". Вот так крайне требовательно Даль относился к своим актерским возможностям.

Олег Даль терпеть не мог халтуры, и именно этим объясняет его конфликт с руководством фильма "Земля Санникова". Он и Владислав Дворжецкий считали, что режиссеры делают из этой картины дешевое шоу с песнями. Конфликт был настолько серьезен, что режиссеры не захотели, чтобы Даль спел знаменитую песню "Есть только миг", а пригласили для этого Олега Анофриева.

Но были и фильмы, где Даль был доволен и своей работой, и работой постановщика. Он был безупречен в таких ролях, как Ученый и Тень в "Тенях" Надежды Кошеверовой, Лаевского в "Плохом хорошем человеке" Иосифа Хейфица. Доволен был актер и своими работами в фильмах "Горожане", "Военные сороковые", "Отпуск в сентябре", где он незабываемо создал образ Зилова.

Успешно сотрудничал с режиссером Евгением Татарским в его двух телевизионных проектах: "Золотая мина" и "Приключения принца Флоризеля". В первом он сыграл опасного рецидивиста, а во втором - полюбившегося всем советским телезрителям принца Флоризеля.

© Sputnik / Boris Babanov
Московский театр "Современник". Сцена из спектакля по пьесе М. Рощина "Валентин и Валентина". Артисты Олег Иванович Даль в роли Валентина и Ирина Григорьевна Акулова в роли Валентины.

Для меня одним из самых лучших работ актера является роль советского разведчика Скорина в многосерийном телевизионном фильме "Вариант "Омега" Антониса Воязоса. Его дуэт с вальяжным Игорем Васильевым, который играл противника Скорина - немецкого аристократа и разведчика Шлоссера, был восхитителен. Сам Даль в своих интервью признавал, что Скорин больше похож на него самого, чем все персонажи, которые он когда-либо воссоздавал. Актер зорко следил за тем, чтобы творческая группа не скатилась на халтуру, и этого не произошло. Фильм этот имел колоссальный успех, а Олег Даль сыграл в нем одну из своих лучших ролей.

Даль испортил отношения С Эфросом. Актеру не нравилось, что мэтр увлекается фаворитизмом, имея ввиду его отношения с Ольгой Яковлевой. Когда Эфрос предложил ему роль Гамлета, Даль отказался, объяснив это тем, что все равно этот спектакль будет про Офелию, которую должна была сыграть Яковлева. Даль ушел из Театра на Малой Бронной и оказался в Малом театре.

Великого актера доставали чинуши, не желающие мириться с его демаршами. В общении с актером они частенько употребляли унизительные для него слова, говоря о том, что он посредственный актер и не надо ему ставить из себя незаменимого. Все это было крайне унизительно для душевной инфраструктуры Даля. Он тяжело переживал…

© Sputnik
Олег Даль в роли Жени Колышкина в художественном кинофильме "Женя, Женечка и "Катюша" режиссера В. Мотыля.

После смерти Владимира Высоцкого Олег Даль начал часто говорить о том, что настал его черед ухода из этого мира. Настолько часто, что окружающие уже не обращали на это внимания.

1 марта 1981 года он вылетел в Киев, куда его пригласили на съемки фильма. Но всего через два дня в гостинице он попрощался с партнером по фильму, известным актером Леонидом Марковым, сказав ему фразу: "Пойду к себе умирать". Как отмечалось выше, актер частенько говорил о смерти, и Марков воспринял его слова, как черный юмор. Даль же поднялся к себе в номер и влил в себя смертельную дозу водки. Олег Иванович Даль, многогранный человек и великий актер, решил таким образом поставить точку в своей славной, но вместе с тем трагической жизни. Очень короткой жизни. Актер не дожил до своего 40-летия всего 2 месяца.

Главные темы

Орбита Sputnik