В Азербайджане со времени первых театральных постановок одними из самых популярных личностей в обществе становились актеры. Стоящие у истоков не только отечественной актерской школы, но возникновения и развития национального театра выдающиеся артисты в свое время были заметными фигурами азербайджанского общества начала двадцатого века. Имена гениальных Джахангира Зейналова и Гусейнбалы Араблинского были овеяны заслуженной славой, и до сих пор в Азербайджане поколение за поколением высоко чтят их память, отдают должное им и их последователям в деле становления и развития национальной актерской школы.
К сожалению, оба мэтра слишком рано покинули этот мир. В 1918 году не стало Зейналова, меньше чем через год за своим учителем в мир иной последовал Араблинский. Но каждый из них оставил много учеников, которые затем прославили азербайджанские театр и кинематограф. Мирзаага Алиев, Гаджиага Аббасов, Мамедали Велиханлы, Сидги Рухулла, Аббас-Мирза Шарифзаде достойно продолжали дело своих великих предшественников и также оставляли после себя талантливую молодежь.
Великие актеры Азербайджана
Во второй половине двадцатого века на сценах азербайджанских театров блистали великие актеры – Алескер Алекперов, Насиба Зейналова, Хокюмя Гурбанова, Шафига Мамедова, Агасадых Герайбейли, Мовсум Санани, Исмаил Османлы, Алиага Агаев и многие другие. Я написал "многие" не для красного словца. В блестящее для азербайджанского театра и кино время, начинающееся с 50-х годов и вплоть до 80-х, актеров, которых с полным правом можно назвать великими, в республике было довольно много.
Казалось бы, вот где раздолье для режиссёрского творчества как на сцене, так и на съёмочной площадке. Однако именно тогда, когда в Азербайджане наблюдалось множество актеров суперкласса, начался спад театра, а в последующем - и кино. Не буду говорить о всех причинах, это тема для отдельного разговора. Коснусь только того, что в театрах республики, при наличии великолепных актеров, стал остро ощущаться дефицит соответствующих им по уровню постановщиков. В кино была другая беда: отечественные кинорежиссеры предпочитали приглашать для участия в своих фильмах актеров из других республик СССР, игнорируя при этом отечественных виртуозов исполнительского мастерства.
Я не раз в своих публикациях обращался к теме невостребованного величия азербайджанского актера. Многие отечественные гении актерской игры так и не смогли раскрыть во всем блеске свой талант, не сыграли множество ролей, которые могли бы исполнить, если бы встретились с пониманием и вниманием режиссеров.
Гамлету Ханызаде исполнилось бы 80 лет
Сегодня одному из этой великой когорты незабываемых актеров - Гамлету Ханызаде - исполнилось бы 80 лет. Безусловно, этот гениальный актер за свою короткую жизнь сделал многое, но сколько образов мог бы создать, если бы на творческом пути Ханызаде сопровождала должная оценка его фантастического таланта.
Родился Гамлет Ханызаде в Шагане - одном из самых известных бакинских поселков. С юношеского возраста испытывая тягу к сцене, он поступил в Азербайджанский государственный институт искусств, который окончил в 1965 году. Еще в его студенчестве талантливого парня заприметили и пригласили в труппу прославленной Аздрамы. Поколение того времени дало азербайджанскому театру и кино много прославленных имен: Гасан Турабов, Самандар Рзаев, Гасан Аблудж, Алиаббас Гадиров, Вафа Фатуллаева наряду с Гамлетом Ханызаде внесли живительную струю в труппу Аздрамы. Великие старики театра опекали молодые таланты, видя в них достойных последователей их великого дела - служения театральному искусству.
В театре Ханызаде сыграл достаточное количество ролей, которые наглядно продемонстрировали его яркий талант. Невозможно забыть его исполнение роли Иблиса в одноименном произведении Гусейна Джавида. Он одинаково удачно выступал как в трагедиях, так и в комедиях. Актерский диапазон у Ханызаде был огромен. Судите сами: он был потрясающе убедителен в роли Каджара в "Вагифе" Самеда Вургуна и в роли Глаголева в "Кремлевских курантах" Николая Погодина. Мог притягивать внимание зала к своим Антонио в шекспировской "Буре" и Вурму в шиллеровском "Коварство и любовь", но мог и вызывать гомерический хохот виртуозным исполнение роли Акопа в "Хануме" Сагарели.
Да, ему удалось многое, но он мог сделать намного больше. Не хочу касаться темы театральных разборок и интриг: они имеют место в любой труппе и в самых известных театрах мира. Думается, что актера такого уровня, как Ханызаде, должны были оберегать от всего этого, давая возможность концентрироваться на творчестве, но, к сожалению… Все эти трения Гамлет принимал очень близко к сердцу, которое к тому же у него было больное.
Кинематограф лишился многого
Что касается кинематографа, то убежден, что Ханызаде не сделал даже половины того, что мог бы сотворить. И не по своей вине. У режиссеров есть полное право выбирать актера на ту или иную роль, но и у меня, как зрителя и публициста, есть право на мнение об этом выборе. Александр Калягин, бесспорно, великий актер и он блистательно сыграл главную роль в фильме великого Расима Оджагова "Допрос". Однако, разве не смог бы образ следователя Сейфи с еще большей убедительностью воплотить на экране Гамлет Ханызаде? Думаю, многие со мной согласятся, что Ханызаде очень подходил для этой роли.
Спасибо незабвенным Шахмару Алекперову и Гюльбениз Азимзаде, что пригласили Ханызаде на главную роль честного преподавателя вуза Гияса в фильме "Экзамен" по произведению Анара "Лето в городе". Как убедительно сыграл Гамлет роль человека, который вовсю старался показать ложность утверждения, что быть честным в бесчестном обществе – бесчестно! Ханызаде играл всем своим сердцем и именно его игра сделала этот фильм событием в культурной жизни республики.
Он играл во многих фильмах, но в основном в ролях второго плана, тогда как был достоин того, чтобы сценарий писался с прицелом на него. Однако и в ролях второго плана этот актер своей неповторимой игрой запоминался, иногда даже больше, чем исполнители главных ролей. Помните телепостановку "В поезде"? Несмотря на то, что там явно солировал Яшар Нури, Ханызаде сумел создать образ простого трудяги, возмущенного наглостью спутника-хама, настолько сильно, что навсегда запечатлелся в памяти зрителей.
Еще одна роль… Знаковый фильм недавно покинувшего этот мир выдающегося режиссера Эльдара Кулиева "Бабек". Расим Балаев был хорош в роли Бабека, Гасан Турабов очень хорош в роли Афшина, но для меня лично самой удачной актерской работой в этом фильме стало исполнение роли халифа Мутасима Гамлетом Ханызаде. Какую гамму чувств передавал актер в моменты, когда его персонаж появлялся на экране. Там было все: страх, коварство, дальновидность, зависть, постоянная боязнь быть обманутым… Ханызаде сыграл изумительно, еще раз подтвердив свой безграничный актерский талант.
Но несмотря на все это, отечественные кинорежиссеры не баловали Ханызаде приглашениями. Его любили зрители в Азербайджане, но это был актер, достойный всесоюзного признания. А Ханызаде тем временем продолжали предлагать роли второго плана.
Конечно, это не могло не сказаться на общем состоянии актера, тем более, что были и трения в театре. Он все равно хотел работать, несмотря на все препоны. Но… Наступил январь 1990 года. Бесконечно любящий свою родину Гамлет Ханызаде очень сильно переживал события 20 января. Больное сердце великого актера не выдержало. Он ушел от нас через две недели после январской трагедии. Ему было 48 лет.
Читайте также:
- "Крик" души: короткая, но славная жизнь Джейхуна Мирзоева
- Рафик Бабаев: гордость азербайджанского джаза
- Мы помним вас, Мастер!
- Алескер Алекперов : величайший кудесник азербайджанского театра