После пандемии COVID-19 многие страны получат возможность переиграть невыгодные для себя расклады. В их числе будет и Иран, который обязательно попытается возобновить переговоры с Вашингтоном с целью найти взаимоприемлемые решения по всему спектру их сложных отношений.
Ось Запад – Восток
Появление такой возможности – во многом инициатива самих США: Штаты, несмотря крайне жесткую позицию по Ирану, от переговоров с иранской стороной не отказывались. Более того, постоянно публично приглашали к ним Тегеран.
Иран же сопротивлялся возобновлению контактов по той причине, что руководству Исламской Республики необходимо было сохранить лицо после разрыва ядерной сделки. Вслед за тем, как администрация Трампа не посчиталась с достигнутыми Бараком Обамой договоренностями с Тегераном, иранцы не могли позволить себе сразу же сесть с американцами за стол переговоров, чтобы передоговориться по новой.
Но Иран понимает, что бесконечно находиться в изоляции он не может, ему нужно из нее выходить, а для этого придется начать переговоры.
Иран обеспокоен: политолог о призыве Хаменеи вывести войска США из региона >>
В принципе, иранская сторона на это уже сейчас намекает, когда дает понять, что переговоры с США необходимы, хотя они и будут, что называется, долгими и мучительными. В частности, на днях в официальном твиттер-аккаунте Высшего руководителя Ирана аятоллы Хаменеи появился весьма примечательный пост: "Имам Хасан Мойтаба – самая смелая фигура в истории ислама. Он был готов пожертвовать собой и своей репутацией среди своих сторонников ради мира…"
(Духовный лидер Ирана ссылается на ключевой момент в истории ислама, когда в 661 году нашей эры второй шиитский имам пришел к соглашению с омейядским халифом Муавией. Компромисс был окончательным жестом мира, предотвратившим войну между суннитами и шиитами, и в то же время обеспечившим лидерство омейядов-суннитов. Шииты пошли на значительные жертвы, но им удалось сохранить святость религии и обеспечить ее устойчивость в будущем.)
Именно стремлением к миру, насколько можно судить, иранские духовные и политические лидеры современной эпохи и попытаются оправдать возобновление контактов с США. Тем более что пик напряженности в ирано-американских отношениях, можно считать, был пройден в начале этого года: стороны обменялись болезненными ударами и тем самым ситуацию в плане взаимной агрессии в определенном смысле обнулили.
На руку Ирану играет и стремительно меняющаяся сегодня картина мира. И те отношения, которые десятилетиями складывались у США с партнерами в регионе, уходят на второй план.
Бойтесь американцев, дары приносящих >>
Взять хотя бы Саудовскую Аравию, которая в течение 75 лет была ключевым союзником США на Ближнем Востоке. Отношения Вашингтона и Эр-Рияда изменились после того, как американцы стали превращаться в нетто-экспортера углеводородов. Теперь у Штатов уже нет такой острой необходимости в сохранении контроля над ближневосточной нефтью. Более того, сырьевой кризис вокруг сделки ОПЕК+ наглядно продемонстрировал, как стратегический партнер легко может превратиться для США в экономического конкурента.
В этом контексте весьма символичным видится и требование предпринять "решительные действия" в отношении Эр-Рияда со стороны конгрессменов-республиканцев, и особенно недавний вывод из Саудовской Аравии американских комплексов ПВО Patriot, прикрывавших нефтяную инфраструктуру королевства.
Не исключено, что в перспективе ближайших пяти лет отношения между США и СА будут пересмотрены в сторону значительного ухудшения. А, как известно, мир не терпит пустоты: если где-то убывает, то где-то прибывает.
Если ухудшаются связи американцев с саудитами, то для того же Ирана открываются возможности постепенно нормализовать отношения с США.
США обиделись на Европу, но пытаются во всем обвинить Россию - Евстафьев >>
Конечно, Штаты хотели бы в идеале пойти по другому пути: свергнуть неугодный режим в Иране, посадить в Тегеране своих марионеток и потом приглашать проамериканское руководство ИРИ на дружеские фотосессии в Белый дом. Как в свое время это происходило с Мохаммедом Пехлеви. Такой вариант был бы для американцев просто идеальным.
Но надо все же трезво оценивать свои возможности. Американцы неоднократно пытались дестабилизировать ситуацию в Иране, но это им не удалось и, видимо, не получится и в дальнейшем. И они это постепенно осознают.
Если у американцев даже в Венесуэле, фактически на их "заднем дворе", не получается установить угодный им режим, то, конечно же, у них тем более руки коротки и кишка тонка решить ситуацию с Ираном путем внешнего вторжения или внутренней смуты.
А значит, с иранцами придется договариваться. Причем, это совершенно не означает, что США вдруг захотят дружить с Ираном: просто в Вашингтоне осознают, что конфронтация с Тегераном становится для них все менее предсказуемым и все более небезопасным процессом, а иного реалистичного варианта выхода из спирали напряженности вокруг ИРИ, кроме нормализации отношений, на обозримую перспективу не просматривается.
Более того, американцам приходится считаться еще и с позицией своих коллег по НАТО. Которые, так или иначе, следуют в русле американских санкций против Тегерана, но все увереннее и последовательнее подают голос против односторонних решений США в отношении Ирана, а также того, чтобы американцы диктовали европейцам – торговать им с ИРИ или не нет.
Таким образом, США остаются без поддержки своих союзников по НАТО в отношении Ирана, что еще больше ослабляет их позиции.
Поэтому уже в нынешнем году мы можем увидеть какие-то контуры американо-иранских переговоров.
Ось Север - Юг
Что касается постсоветского пространства, то, в частности, Россия не против нормализации отношений Ирана и США. Москва не пытается играть на ближневосточном поле в игру с нулевой суммой. Последовательно и активно поддерживая право Тегерана на развитие мирного атома и снятие необоснованных санкций, Россия в то же время в унисон с США и Европой выступает категорически против того, чтобы иранское руководство получило в свое распоряжение атомное оружие, или иным образом могло нарушить режим глобального нераспространения оружия массового уничтожения.
Онлайн-встреча на троих: о чем говорили главы МИД России, Турции и Ирана >>
В целом Тегеран и Москва в течение многих лет поддерживают и развивают отношения в стабильно дружеском ключе. Правда, экономические связи Ирана и России находятся не на таком высоком уровне, как геостратегическое взаимодействие двух стран. Сегодня доля ИРИ в российском внешнеторговом обороте незначительна – менее 0,24%.
А, как известно, любые дружеские отношения в идеале должны выстраиваться на солидном экономическом фундаменте. В этом контексте на перспективу может быть особенно интересен масштабный проект международного транспортного коридора "Север-Юг", основной линией которого будут Россия, Азербайджан и Иран.
Сейчас необходимо рассмотреть соответствующие амбициозные планы во всех деталях и с учетом меняющейся международной обстановки. И принять волевое политическое решение – приступать к активной фазе его реализации или нет.
Да, риски, безусловно, есть. Но и выгоды очевидны. И если три наши страны перейдут к полномасштабному взаимодействию в рамках такого перспективного проекта, то они, конечно же, от этого только выиграют.
Политолог: помощь Европы Ирану будет раздражать США >>
Ведь речь идет о геоэкономически важной линии сопряжения между двумя макрорегионами – азиатским и европейским. Если она будет проходить через Россию, Иран и Азербайджан, то даст нашим странам большую положительную отдачу.
Более того, "Север-Юг" не только вполне сопрягается с новым Шелковым путем, но и гармонично укладывается в планы по евразийской интеграции.
Именно поэтому к прямой реализации проекта лучше приступать как можно скорей. При этом каждой из стран-участниц на каком-то этапе, по-видимому, придется поставить свой долгосрочный интерес выше сиюминутного коммерческого даже в условиях дефицита ресурсов: инвестиции сейчас – прибыль потом. В этом и заключается стратегическое, а не конъюнктурное мышление…