БАКУ, 27 мая — Sputnik. Власти Армении утверждают, что решение конфликта в Нагорном Карабахе невозможно без привлечения к переговорам представителей самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской Республики".
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в письменной форме ответил на вопросы "Ъ", пояснив, почему это невозможно, чего Баку ждет от армянского правительства во главе с Николом Пашиняном, а также можно ли восстановить взаимное доверие между народами без достижения заметного прогресса в переговорном процессе.
— С момента смены власти в Армении прошел год. Оправдались ли ожидания Баку, что правительство Никола Пашиняна будет более конструктивно подходить к вопросу Нагорного Карабаха?
— Прежде всего хотел бы отметить, что предыдущие правительства Армении всячески пытались уклоняться от выполнения своих непосредственных международных обязательств. Будучи членом ООН, Армения также связана положениями устава этой глобальной организации, нормами и принципами международного права.
Пашинян будет затягивать переговоры с Азербайджаном – Модест Колеров>>
Наряду с этими общими универсальными рамками, диктующими в том числе недопустимость применения силы для захвата территории, уважение территориальной целостности и нерушимости государственных границ, разрешение международных споров мирными средствами и так далее, есть и известные четыре резолюции Совета Безопасности ООН, принятые в 1993 году непосредственно по поводу оккупации территорий Азербайджана.
Как известно, все вышеперечисленные принципы и резолюции Совбеза ООН не имеют срока давности и носят императивный характер, то есть они должны быть соблюдены. Увы, на протяжении долгих лет руководство Республики Армения не проявляло доброй политической воли по исполнению этих однозначных требований международного сообщества, что в конечном счете обусловило изоляцию Еревана от широкомасштабного регионального сотрудничества, стагнацию и глубокий социально-политический кризис. Итогом стали упомянутые вами события, приведшие к власти правительство Никола Пашиняна.
Конечно, мы в Азербайджане возлагаем определенные надежды на здравомыслие нового руководства соседней страны, осознание им того, что без урегулирования отношений с Азербайджаном, без интеграции в широкомасштабное региональное сотрудничество невозможно вывести Армению из того тупика, в который она сама себя загнала, проводя политику агрессии и оккупации.
Со своей стороны мы дали определенную временную паузу, чтобы новое политическое руководство Армении ознакомилось с деталями переговорного процесса. Этот переходный этап завершен, переговоры возобновились как на уровне лидеров двух стран, так и на уровне глав внешнеполитических ведомств.
Так, в этом году при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, Франции и США — "Ъ") я уже дважды встречался со своим армянским коллегой (Зограбом Мнацаканяном — "Ъ") — в январе в Париже и в апреле в Москве, где наша встреча прошла в трехстороннем формате, с участием министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Диалог идет в существующем формате по имеющейся повестке, что вселяет определенный оптимизм.
Вместе с тем зачастую практически параллельно со встречами в рамках переговорного процесса с армянской стороны звучат весьма неоднозначные и бросающие тень на всю конструкцию политического урегулирования заявления. К сожалению, они носят далеко не единичный характер. Это, конечно же, вызывает тревогу.
Мамедъяров: армянский народ должен задать себе вопрос - что дальше?>>
Так что, могу сказать, прошедший год выдался весьма насыщенным и противоречивым. Сейчас же мы нуждаемся прежде всего в демонстрации политической воли со стороны руководства Республики Армения, чтобы продвигать переговорный процесс.
— Недавно в Париже вы договорились со своим армянским коллегой налаживать гуманитарные связи — организовать взаимные поездки журналистов и родственников заключенных. Как идет реализация этих договоренностей?
— Азербайджан неоднократно предлагал осуществить обмен лицами, удерживаемыми с обеих сторон, по принципу "всех на всех". Обмен удерживаемыми лицами и военнопленными по принципу "всех на всех" общепринят в мировой практике и поддерживается, в частности, странами—сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Убеждены, что это может создать более благоприятный эмоциональный фон для дальнейшего прогресса переговоров и подготовки обществ обеих стран к миру.
Что же касается осуществления реальных поездок, то здесь прежде всего необходимо работать в направлении конкретных, можно сказать выверенных предложений, при понимании того, насколько это чувствительная тема для двух обществ, то есть, иными словами, работать на пользу миру, а не во вред.
— В Ереване мне приходилось слышать, что точкой перелома, с которой началось сползание к конфликту 2016 года в Нагорном Карабахе, стало награждение в 2012 году Рамиля Сафарова (азербайджанского военного, убившего в 2004 году армянского офицера Гургена Маргаряна, и ставшего героем на родине). Как вы это прокомментируете?
— По нашему глубокому убеждению, которое, кстати, разделяется практически всем международным сообществом, чему свидетельством являются многочисленные резолюции и решения, принятые многими международными организациями, основой проблемы — с точками перелома или без — стали осуществленные армянской стороной акты агрессии, оккупации территорий Азербайджана и проведения там сплошных этнических чисток азербайджанского населения, включая чудовищный акт геноцида, совершенного (в 1992 году.— "Ъ") в Ходжалы в Нагорном Карабахе, когда армянские военные уничтожили мирное население этого городка только за то, что они были азербайджанцами.
Хикмет Гаджиев: прекращение огня – это не мир>>
Что же касается событий апреля 2016 года, то они стали самым наглядным свидетельством того, что существующий ныне статус-кво, основанный на оккупации земель Азербайджана, сопровождавшейся, как я уже говорил, жестокими этническими чистками, таит в себе огромные риски и в любой момент может привести к вооруженной эскалации существующего конфликта.
То есть причина всех проблем, в том числе и нарушений режима прекращения огня, чреватых рисками возобновления войны, заключается именно в продолжении незаконного пребывания оккупационных сил Республики Армения на захваченных и насильственно удерживаемых ими территориях Азербайджанской Республики, куда ввиду этого не могут вернуться сотни тысяч азербайджанских вынужденных переселенцев, в том числе и семья Рамиля Сафарова, изгнанная из Джебраильского района.
— В экспертной среде есть мнение, что обсуждение таких вопросов, как возврат территорий, будущий статус Нагорного Карабаха и возвращение беженцев, попросту бессмысленно в нынешней атмосфере и потому их следует отложить и заняться восстановлением взаимного доверия.
— Думаю, как раз наоборот. Как мы можем восстановить взаимное доверие при наличии такого количества лиц, изгнанных из родных городов и сел? Любые попытки восстановить доверие, не подкрепленные реальными шагами в переговорном процессе и демонстрацией явной политической воли к урегулированию конфликта, устранению его тяжелых последствий, заведомо обречены на провал.
Поэтому мы должны действовать именно в направлении пошагового урегулирования, началом которого должен послужить вывод оккупационных сил с территорий Азербайджана с последующим возвращением туда вынужденных переселенцев. Именно это и создаст осязаемые условия для построения доверия.
Захарова о переговорах Лаврова и Гремингера по Карабаху>>
Чтобы доверять друг другу, по крайней мере, необходимо находиться в постоянном контакте. Так, например, азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики готова вернуться к покинутым очагам и совместно с армянской общиной региона налаживать контакты, восстанавливать доверие и возвращать мир.
— Аргументируя необходимость включения властей самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской Республики" в переговорный формат, ваш армянский коллега заявил, что они не подчиняются Еревану, то есть Ереван не сможет навязать им гипотетическое решение, которого вы и Зограб Мнацаканян можете достичь на переговорах. Что можете ответить на такой аргумент?
— А вы не спрашивали в Ереване, где проходят срочную службу сыновья некоторых представителей высшего политического руководства Республики Армения? Куда так часто ездят нынешние президент и премьер-министр этой страны? За счет чьих налогоплательщиков в основной массе формируется бюджет упомянутого вами марионеточного образования?
Все довольно просто — визави Республики Армения как стороны конфликта выступает Азербайджанская Республика. Этот формат утвержден решением совета министров Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 24 марта 1992 года. Таковы реалии. Все остальное — либо домыслы, либо попытки затянуть процесс урегулирования под надуманным предлогом.
— Никол Пашинян недавно заявил, что не намерен ни затягивать, ни тормозить переговорный процесс. А что на этот счет думаете вы?
— Мы можем только поддерживать такой подход. Азербайджан — сторона, однозначно заинтересованная в скорейшем урегулировании конфликта. И до сих пор мы продолжаем связывать свои надежды именно с его урегулированием путем переговоров.
Думаю, что и армянская сторона должна быть заинтересована в этом. Ведь затягивание конфликта принесло неисчислимые человеческие страдания и народу Армении. Захват территорий Азербайджана и их продолжающаяся оккупация на протяжении всех этих лет не принесли Армении никаких осязаемых дивидендов. Зато это привело к росту уровня бедности, безработицы, оттоку населения из страны и прочим проявлениям кризиса. Как говорится, политик думает о выборах, а государственный лидер — о последующих поколениях.
Военные власти Армении безуспешно пытаются запятнать успехи ВС Азербайджана - Минобороны>>
Если армянская сторона преследует цели урегулирования конфликта, то ей следует более однозначно и без лишних проволочек продемонстрировать политическую волю и практические шаги в этом направлении. Мы, со своей стороны, будем всячески приветствовать подобный подход, который следует не только декларировать, но и претворять в жизнь.