Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
На прошлой неделе министр иностранных дел Туниса Хмайес Жинауи заявил, что на предстоящем в марте саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) будет обсуждаться возвращение Сирии в эту структуру. О том, насколько это осуществимо и каковы в принципе сегодня возможности ЛАГ, Sputnik Азербайджан обсудил с российским политологом, профессором Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрием Евстафьевым.
- Каким образом и в каком качестве Сирия будет возвращаться в эту структуру с учетом того, что эта страна уже представлена там оппозицией?
- На сегодняшний день ответ на этот вопрос вполне понятен: Сирия может вернуться в ЛАГ только через возвращение представительства официальному правительству Башара Асада в Дамаске. Во-первых, потому, что оно единственное обладает полноценной политической легитимностью, а, во-вторых, потому, что других претендентов на это представительство просто не осталось.
Конечно, если не считать исламистов в Идлибе и курдов. Однако, это пока выглядит крайне маловероятным, чтобы даже наиболее радикальные противники Асада, саудовцы и катарцы, пошли на то, чтобы признать их легитимной властью в Сирии. Что же до нынешней "сирийской оппозиции", то она уже точно никого в стране не представляет. Даже та, которая обладает хоть каким-то политическим влиянием.
Сирия раздора: растет градус напряженности между Анкарой и Вашингтоном>>
Другой вопрос, что "триумфальное возвращение" Асада в ЛАГ (а сейчас восстановление членства Сирии в организации будет иметь именно такой эффект) станет очень серьезной "потерей лица" и для Эр-Рияда, и для Дохи, и для ряда других арабских стран, слишком активно продвигавших антиасадовский проект. И они сделают все, чтобы пока заблокировать восстановление членства Дамаска, тем более что козырь у них есть – отсутствие формального прогресса в конституционном процессе в Сирии.
Вероятно, этим успехом и будет обусловлено политическое возвращение Сирии в ЛАГ. Но уже сейчас, если, конечно, не произойдет никаких форс-мажоров, может быть принято решение о постепенном выводе Сирии из экономической изоляции в арабским мире, тем более что после восстановления отношений Дамаска с Бахрейном и ОАЭ экономическая блокада полностью потеряла смысл.
Конечно, полностью исключать возможность реализации в Сирии "венесуэльского прецедента", когда "правительство" будет назначено извне, нельзя. Особенно учитывая, что в Сирии США и их союзники уже давно перешли грань легальности в своих действиях. Но в имеющихся политических и военно-политических условиях серьезного эффекта это иметь не будет.
Так что, в целом, политическая легализация Дамаска происходит, хотя и будет идти не быстро.
- Ранее на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Бейруте было принято решение о создании Таможенного союза и Арабской зоны свободной торговли. Что даст арабским странам этот таможенный союз? Как это может сказаться на ценах на нефть?
- Начнем с нефти. Думаю, что влияние будет на первом этапе минимальным. Торговля нефтью в настоящее время идет в давно согласованных форматах, которые в целом доказали свою устойчивость в кризисных условиях. Я имею в виду ОПЕК.
Да и в целом подобный таможенный союз есть вопрос взаимной торговли, а не регулирования экспорта. Другое дело, что США и ряд других стран обозначали, что они не слишком заинтересованы в дальнейшем существовании ОПЕК и были бы не против произвести некое переформатирование организации.
Если эти – пока еще обозначенные лишь на политико-концептуальном уровне – планы будут реализовываться, Таможенный союз арабских стран может быть надстроен новыми механизмами, связанными с глобальной торговлей нефтью. Но и в этом случае он будет обладать потенциалом ОПЕК с точки зрения управления рыночной конъюнктурой. Хотя, конечно, создавать некоторые краткосрочные колебания на рынке такая структура сможет.
США уходят из Сирии: в литавры бить рано>>
Что касается Зоны свободной торговли и Таможенного союза арабских стран, то их создание стало вполне естественным результатом осознания экономической уязвимости большинства арабских стран, ни одна из которых не является внутренне самодостаточной и зависит от состояния внешних рынков, причем не только рынка нефти.
Вспомним, что многие специалисты связывали турбулентность в Египте 2011 – 2013 годов с неблагоприятными колебаниями на рынке продовольствия. Показательно, что даже в относительно спокойные в геоэкономическом плане времена чрезмерная зависимость от неконтролируемых рынков могла иметь столь пагубные последствия. Тем более - сейчас, когда ожидания глобального экономического кризиса уже повсеместны.
Так что создание региональной (строго говоря, трансрегиональной – Восточное Средиземноморье, Северная Африка и западное побережье Персидского залива — это принципиально разные в экономическом плане регионы с различными системами внешнеэкономических связей) торговой зоны, внутри которой торговые правила (а вместе с ними - и правила взаиморасчетов) устанавливают ее участники, а не глобальные регуляторы, выглядит вполне естественным решением.
Нужно понимать, что американцы находятся в Сирии не для того, чтобы бороться с боевиками>>
Другой вопрос, что и в таком формате арабские страны останутся геоэкономически несамодостаточными и для полноценного развертывания такой зоны придется договариваться о партнерстве с крупнейшими внешними игроками в регионе - с США, ЕС, Китаем, да даже и Россией. К тому же, различные арабские страны уже сейчас втянуты в экономические процессы совершенно различных макрорегионов и имеют совершенно различные векторы развития, которые пока выглядят более внушительно, нежели проект Зоны свободной торговли.
В этом смысле пока выглядит маловероятным, чтобы ЗСТ арабских стран и их таможенный союз стали основой для значимого интегрированного центра экономического роста, а успешные, даже не замкнутые, а закрытые торговые системы могут возникать только в фазе роста.
Поэтому более чем не исключу, что мы имеем дело с попыткой информационной манипуляции, очередной демонстрации "арабского единства", за которой ничего не последует. Хотя, повторюсь, в общемировые тенденции эта попытка вполне вписывается, поэтому какое-то "ядро" ЗСТ, вероятно, на базе государств Персидского залива и их союзников вполне может и возникнуть.
- Еще одним важным решением для экономики региона стало намерение Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии создать совместную криптовалюту. Как может она решить проблемы экономики региона? Насколько ее создание может навредить доллару?
- Назвать создаваемую в настоящее время Саудовской Аравией и ОАЭ виртуальную денежную единицу только с большой долей условности можно назвать криптовалютой. Это просто использование популярного термина, отражающего степень "цифровой продвинутости" субъекта.
Политолог: Турции будет трудно проводить операции в Сирии>>
В действительности, с точки зрения практического использования в данном случае имеется виртуальный буферный расчетный элемент, который, с одной стороны, помогает избегать классического бартера во взаимных расчетах, во-вторых, облегчает валютные свопы в условиях глобальной финансовой нестабильности, которой неизбежно будут подвержены и Саудовская Аравия, и ОАЭ, имеющие классические экспортно-ориентированные экономики с большой зависимостью от импорта.
В-третьих, новая расчетная единица до известной степени, хотя и не абсолютно может защитить хотя бы часть внешнеторгового оборота двух стран, а в перспективе и их партнеров от манипуляций со стороны США. Даже в Эр-Рияде, в целом очень сильно зависимом от США в политической и экономической сфере, растет понимание, что доминирование США в глобальных финансах на фоне происходящего в американской политике и экономике создает очень серьезные риски.
В-четвертых, и, наверное, в главных, данный инструмент, который будет обладать определенными, правда, не базовыми свойствами криптовалюты, может быть распространен и на других участников региональных торговых, а в перспективе, - и инвестиционных операций.
Именно инвестиционные потоки, а не только торговые отношения сейчас являются самым важным для нефтедобывающих арабских стран. Именно их требуется защитить и от финансового кризиса как такового, и от манипуляций, которым финансовый кризис будет более чем способствовать. Поэтому и выбирается некая "гибридная", если хотите, форма взаиморасчетов с возможностью монетизации за пределами долларовой системы.
Политолог рассказал, кто разрушает единство арабских стран Персидского залива>>
И надо быть крайне наивным, чтобы не сопоставить активность Саудовского королевства и ОАЭ по созданию виртуальных расчетных инструментов с концепцией таможенного союза арабских стран, под который (а значит и под финансовые инструменты которого) придется подстраиваться.
Так что в действиях саудитов и эмиратцев есть вполне естественное и эффективное сочетание стратегической и тактической повесток дня. Представителям ЕАЭС следовало бы обратить внимание на эти действия. Ситуации в целом очень похожие.
Кстати, при определенных условиях можно было бы подумать и о некоей "каспийской криптовалюте", которая была бы, конечно, не столько криптовалютой как таковой, сколько таким же или даже более продвинутым с инвестиционной точки зрения механизмом обеспечения взаиморасчетов и инвестиций в Прикаспии, который с очень высокой долей вероятности будет одним из новых центров экономического роста и в котором вполне вероятны различные информационно-политические и информационно-экономические манипуляции.