Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Россия призывает Германию и Францию порвать с США и оказать помощь в деле восстановления Сирии с тем, чтобы беженцы смогли вернуться домой. Об этом несколько дней назад сообщил Bloomberg, ссылаясь на заявление старшего советника российского правительства Виталия Наумкина. О том, насколько возможно такое развитие событий и какую помощь в вопросе восстановления Сирии могут сыграть страны постсоветского пространства, Sputnik Азербайджан поинтересовался российского политолога, профессора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрия Евстафьева.
Вопрос ребром: зачем главный "ястреб" США едет в Азербайджан >>
- Пойдет ли Европа против США, учитывая, что последние пока не готовы выводить из Сирии свои военные силы?
— Для начала оспорю предположение, что Россия хочет, чтобы Европа порвала с Трампом. Россия, и это очень заметно по реакции руководства страны, с некоторым недоумением смотрит на отношения США с Европой и на отношение США к Европе, вероятно, несколько удивляясь причудливости современных евроатлантических отношений.
России от Европы, как в контексте Сирии, так и в целом, нужна большая прозрачность политики и предсказуемость. К примеру: Великобритания является ближайшим сателлитом США, который по агрессивности поведения превосходит сюзерена. А, например, Франция? С одной стороны, от Парижа постоянно звучат призывы к сотрудничеству и взаимопониманию, но на практике в той же Сирии Франция активно принимает участие практически во всех дестабилизирующих действиях. В частности в воздушных налетах.
И как Россия должна интерпретировать подобное поведение Парижа? Как досадную политическую непоследовательность руководства страны, попавшего в некую зависимость от США. Или как проявление нацеленности на дальнейшее поддержание конфликта в Сирии в активном состоянии. Та же Греция регулярно оказывает деятельную прямую военную поддержку американским дестабилизирующим действиям в регионе. Самолеты ВВС Греции всегда в воздухе, когда США осуществляют налеты на Сирию. России в отношении с Европой нужна ясность, причем ясность среднесрочная и ситуация в Сирии, где в целом военная ситуация становится более предсказуемой, это хороший повод поговорить с Европой "по существу".
Политолог: план Запада разделить Сирию сорван >>
Что касается военного присутствия США в Сирии, то рано или поздно Вашингтону придется вывести свой военный контингент оттуда, поскольку в сегодняшней ситуации нахождение американских военных в Сирии уже не просто незаконно, но и бессмысленно с военно-политической точки зрения. И здесь важно, чтобы европейские партнеры Вашингтона не оказались теми, кто, уходя последним, будет оплачивать всю побитую посуду. А США, с учетом обостряющихся отношений с ЕС, вполне могут такой трюк осуществить.
- Чем может помочь Европа, и в частности Франция и Германия, в восстановлении Сирии?
— Образно говоря, Европа и прежде всего названные вами две страны могут помочь восстановлению Сирии политической адекватностью.
Прежде всего, снятием экономических санкций, снятием ограничений на доступ к заемному и инвестиционному капиталу, снятием ограничений на доступ сирийских товаров на рынок. Это достаточно простые действия, которые не требуют от европейских стран ни финансовых, ни организационных усилий. Все, что нужно, это политический реализм и прагматизм.
В конечном счете, именно из Восточного Средиземноморья, как утверждают европейские политики, исходит значительная угроза европейской стабильности. Если европейцы действительно заинтересованы в том, чтобы снять риски, связанные с миграцией из Восточного Средиземноморья, то они могут и должны отложить в сторону политические амбиции (тем более, что для них сейчас просто нет никакой почвы) и включиться в восстановление разрушенной страны.
Более сложно выглядят пока вопросы участия стран ЕС в программах возвращения беженцев, хотя, казалось бы, в этом должны быть заинтересованы сами европейцы. Здесь встанет вопрос о том, что ЕС должен будет взять на себя часть бремени обустройства беженцев, возвращающихся в Сирию, но это в любом случае дешевле и политически разумнее, нежели продолжать нынешнюю политическую линию.
Но можно ничего этого не делать, продолжая упорствовать в выставлении неприемлемых политических условий для мирного урегулирования, а потом удивляться проблемам у себя.
- Как будет развиваться процесс восстановления Сирии, если Европа все-таки откажет России? Готова ли Москва к такому развитию событий?
— Москва, конечно, готова к тому, что на политическом уровне на данном этапе получит от Европы (и на уровне национальных правительств и тем более на уровне наднациональных европейских структур) отказ.
Российские военные будут бороться с террористами в Сирии электромагнитным оружием >>
Мне кажется, что Москва не особенно пока рассчитывает на какое-то сотрудничество со странами ЕС в вопросах восстановления Сирии. Для нее важно, с одной стороны, максимально продемонстрировать свою кооперативность и открытость в данном вопросе, с другой — Москва показывает, что считает европейские страны приоритетными партнерами в стабилизации региона.
Если ЕС будет уклоняться от участия в восстановлении Сирии или обставлять его какими-то дополнительными политическими требованиями, то это может только замедлить процесс, но не более того. Тем более, что сигнал из Москвы дается не только и не столько европейским государствам, сколько европейским компаниям, прежде всего малым и средним, которые имеют с Сирией давние связи.
На начальном этапе, этапе запуска внутренних механизмов экономического роста много инвестиций и не нужно. Такова специфика восстановления экономики в арабских странах: необходимо дать условия, доступ капитала, а затем все начинает постепенно расти снизу, с уровня простейших отраслей промышленности и растет быстро. Если на данном этапе дать сразу много денег, то их просто украдут и построят особняки – их пока еще некуда инвестировать. В России эту особенность восточных экономик хорошо знают.
Думается, однако, что большой проблемы с инвесторами не будет. Значительная часть сохраняющейся в дееспособном состоянии или относительно легко восстанавливаемой инфраструктуры Сирии (например, трубопроводы, порты) заинтересует китайских и индийских инвесторов, если их устроит режим страхования инвестиций и общий уровень безопасности. Избыточного, практически неинвестируемого капитала у КНР много, а по мере обострения отношения с США будет еще больше.
Эрдоган назвал источник угрозы в Сирии >>
К участию в восстановлении инфраструктуры в Сирии проявляют интерес и многие арабские инвесторы – востребованность территории Сирии как транзитной территории никуда не делась. К тому же не исключено, глядя на события в Саудовской Аравии, некоторых странах Персидского залива и Северной Африки, Сирия и Ливан могут уже в среднесрочной перспективе превратиться в "спокойную гавань" для арабских денег. Которые будут находиться под надежной защитой российских силовых структур.
Так что Россия позвала европейцев к участию в проектах по восстановлению сирийской экономики не столько из чисто экономических соображений и явно не от безысходности, а из долгосрочных соображений политического взаимодействия.
- Странам СНГ также не так давно предлагалось оказать помощь в восстановлении Сирии. Как вы считаете, может ли чем-то в этом процессе помочь Азербайджан?
— Самостоятельное участие стран постсоветского пространства в восстановлении Сирии мне представляется делом сомнительным. Максимум, что целесообразно – содействие доступу на рынки сирийских товаров, что вполне можно сделать в рамках таможенных процедур СНГ, особенно с учетом того, что Сирия стремится присоединиться к экономическим соглашениям со странами постсоветского пространства.
Какое-то более глубокое взаимодействие возможно только в рамках более широких "пулов" инвесторов, поставщиков и строителей, которые будут реализовывать на территории Сирии какие-то крупные значимые проекты. В таком случае участие компаний из стран СНГ, в том числе Азербайджана, которые будут пользоваться покровительством властей соответствующих государств и получать от них содействие, где это возможно в рамках рыночных механизмов, было крайне полезно и экономически, и политически.