"Мама, я боюсь, монстры нападают. Они ужасные, страшные. Спрячь, меня от них". Подобные заявления слышит практически каждый родитель, независимо от статуса и социального положения.
Детские страхи, жуткие сновидения вызывают опасения у взрослых, которые не понимают, откуда у их чада в два-три года такие непонятные болезненные фантазии.
Причина же до банальности проста: ребенок, рожденный в технотронную эпоху, включается в процесс поглощения информации чуть ли не с пеленок.
Познание мира происходит перед экраном телевизора с просмотра мультфильмов.
Телевизор — не единственный источник просмотра любимых мультиков
Среднестатистический малыш способен провести перед телевизором до 5-6 часов, иногда и того больше, если родители оставят дитя без присмотра.
Причем телевизор — не единственный источник просмотра любимых мультиков. В доме полно разных устройств — смартфоны, планшеты, компьютеры, которые могут использоваться малышом уже с двухлетнего возраста. Нынешние дети прекрасно справляются с любой техникой, и какими-то непонятными нам способами ухитряются находить интересующую их информацию, даже не зная букв и цифр.
Мультипликационные, или анимационные фильмы формируют сознание наших детей без согласия на то родителей. Они хорошо отличают льва от медведя, лисицу от волка, знают много историй о кораблях и пиратах, сокровищах и дальних странах. Мультипликационные персонажи типа Тарзана, Маугли, Диего, ниндзя-черепашки известны каждому малышу. Но параллельно ребенок смотрит множество мультфильмов о разных космических монстрах, чудовищах, пришельцах. Каждый день по телевизору маленькая мышка из мультиков Уолта Диснея "Том и Джерри" беспощадно колотит кота, проявляя особую жестокость. В эпизодах показываются сцены насилия, а вредные привычки возводятся в ранг дозволенного. В течение получаса кот и мышка могут разрушить в доме все подряд, не неся никакой ответственности. Такая модель поведения, естественно, воспринимается детьми как призыв к действию.
Разрушения в доме — закономерный результат просмотра агрессивных мультфильмов
Под воздействием сцен насилия дети переносят в реальную жизнь виртуальные картины. Разбитые телевизоры и планшеты, поцарапанная мебель, битая посуда, сломанные игрушки и другие разрушения в доме — закономерный результат просмотра агрессивных мультфильмов. Ежегодно снимается множество анимационных сериалов, которые, по сути, вредят детской психике. К числу вредных мультфильмов относят "Клуб Винкс — школа волшебниц", "Школа монстров", "Губка Боб — квадратные штаны", "Трансформеры", "Покемоны". Каждый сериал имеет как бы свои минусы.
В сериале "Клуб Винкс — школа волшебниц" откровенно высмеиваются традиционно женские качества — скромность, целомудрие, милосердие, взамен предлагается модель мира, где царствует женская сила. У ребенка формируется ошибочное представление о мужской и женской модели поведения. А в "Школе монстров" вампиры, зомби, мутанты, оборотни и прочие монстры-подростки обучаются в одной школе. Уродливые герои говорят на примитивном школьном жаргоне, обсуждают шмотки, презирают учебу. У малыша, следящего за этими монстрами, стирается граница между добром и злом, хорошим и плохим, так как герои-монстры намеренно опошляют семейные ценности и понятия о дружбе.
Несколько лет просмотра таких мультфильмов могут нанести сознанию ребенка непоправимый вред. А потом взрослые удивляются: почему же молодежь не читает книги, не уважает пожилых людей, не хочет трудиться? Дети говорят на непонятном для нас жаргоне, все больше употребляя пошлые и примитивные выражения. Ни родители, ни школа не в состоянии повлиять на них. Их воспитание окончательно подпорчено мультфильмами.
Сериал "Симпсоны" иначе, чем мультфильмом для дураков, не назовешь
А знаменитый в свое время японский сериал о "Покемонах" неоднократно подвергался критике из-за пропаганды насилия. Сериал запрещали в арабских странах, Турции. Одно из происшествий, связанных с покемонами, даже получило собственное название — "Шок от покемонов". 38-я серия проекта получила широкую известность из-за того, что около 600 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами эпилепсии.
Но производители анимационных сериалов не останавливаются на полпути, продолжая снимать мультфильмы для следующих возрастных групп. Например, известный анимационный сериал "Симпсоны" ничем иным, нежели мультфильмом для дураков, не назовешь. Хотя сериал смотрят и маленькие дети. С каждым годом все труднее и труднее придумать что-то новое, поэтому даже мат в детских мультфильмах становится делом обычным.
Бабушки и дедушки говорят им одно, а мультфильмы пропагандируют другое
Иностранные мультфильмы представляют для Азербайджана и наших детей двойную угрозу. Оно и понятно: ведь сериал "Симпсоны" частично отражает американский образ жизни и особой угрозы для сознания среднего американца не представляет. В нашем же мозгу возникают неразрешимые противоречия: наработанные веками ментальные представления, восточный образ жизни, вызванные нашими условиями неписаные правила вступают в конфликт с навязанными извне представлениями о жизни. Особенно трудно малышам: родители, бабушки и дедушки говорят им одно, а мультфильмы пропагандируют другое.
Частенько детские психологи, врачи выражают обеспокоенность по поводу опасных мультфильмов, но почему-то никаких особых действий против проникновения угрожающих детям анимационных сериалов не предпринимается. По понятным причинам. Контролировать интернет бесполезно, а дети информационной эры ежедневно требуют новых порций развлечений. А чем можно удержать внимание ребенка хотя бы на полчаса или час? Только мультиками. Женщине надо готовить еду для остальных членов семьи, муж занят на работе, бабушка болеет, у дедушки дела в огороде. А современные телевизоры позволяют подключаться к интернету, где можно подыскать мультфильмы на самые разные темы.
До 2004 года в Азербайджане было произведено чуть более ста мультфильмов
А вот азербайджанских мультфильмов как не было, так и нет. Их практически не было даже в советское время. Конечно, какие-то мультфильмы производились, но в очень незначительных количествах. Понять причины этого сложно, видимо, основные усилия направлялись на создание детской литературы, поэзии, пионерских лагерей, детских библиотек, различных кружков. А мультфильмов снимали мало или почти не снимали.
Отсутствие собственных азербайджанских мультфильмов компенсировалось наличием прекрасных мультфильмов на русском языке советского производства. Советская школа анимации была, а пожалуй, и сегодня остается лучшей в этой категории. Компьютерных мультфильмов тогда не было, все создавалось руками художников-мультипликаторов. Советские мультфильмы были живые, добрые, прививали детям духовные ценности, порой обучали простейшим навыкам. В них не было подсознательной агрессии. К примеру, серия мультфильмов о коте Леопольде и преследовавших его двух мышах, в отличие от "Тома и Джерри", обучает детей совсем иным ценностям. Мыши всегда попадают в собственные ловушки. Тут нет никакой агрессивности.
По данным Википедии, до 2004 года в Азербайджане было произведено чуть более 100 мультфильмов. Какая-то часть этого достояния недоступна общественности. Например, фильм производства 1935 года "Несчастье Аббаса" (Abbasın bədbəxtliyi). Хотя он считается первым мультипликационным фильмом мусульманского Востока. Фильма нет нигде, в ютубе тоже. Не все азербайджанские мультфильмы выставлены в интернете. Иностранных мультфильмов на азербайджанском языке также маловато.
Создание своей мультипликационной школы — дело непростое
Конечно, противостоять вредному воздействию голливудских анимационных фильмов непросто, можно даже сказать, невозможно. Но создать хотя бы слабую струйку добрых понятных мультфильмов, обучающих читать, писать, уступать место в общественном транспорте, правильно переходить дорогу, можно. Откуда детям знать что-либо о флаге, героях, государственности? Только из мультфильмов. Сейчас дети лучше знают флаг США, нежели собственной страны. Создание своей мультипликационной школы — дело непростое. Сегодня анимационные фильмы создаются с помощью специальных программ — 3d max, например. Требуются навыки как графические, так и технические. То есть нужно быть художником и технарем одновременно.
В отрасль мультипликации требуются большие вложения. Как можно создавать патриотические молодежные организации, вкладывать средства в образование молодежи, строить разные центры, если самый главный отрезок жизни этих молодых людей упущен? Да, он пойдет в школу, закончит вуз, получит диплом и смотается куда-нибудь в Европу. Его здесь ничего не удерживает, он или она воспитаны американскими мультфильмами. Человек готов сбежать из страны при первой возможности.
Художников-аниматоров нужно готовить на профессиональном уровне
Возникает классический вопрос: что делать? Понятное дело, что пару-тройку анимационных студий государство в состоянии создать и финансировать.
Хотя бы 20-30 фильмов в год о важных ментальных составляющих Азербайджана могут как-то незначительно изменить картину отрасли из состояния полной депрессии в сторону первых всходов. Художников-аниматоров нужно готовить на профессиональном уровне как внутри страны, так и за рубежом.
Причем, если человек обучался в другой стране анимационному делу, то обязательно должен отработать средства, вложенные в него. Хотя и собственными силами можно организовать школы анимации в Азербайджане. Все созданные и создаваемые мультфильмы необходимо размещать в интернете. Понятно, что немногочисленные азербайджанские анимационные фильмы не в состоянии противостоять студиям Уолта Диснея. Но лучшие образцы мировой анимации можно и нужно дублировать на азербайджанский язык и предоставлять в свободном доступе в виртуальном пространстве.
Виртуальную войну в мультипликационном поле мы, безусловно, проиграли. Но может быть, еще не поздно извлечь из этого какие-то уроки и как-то выжить после неминуемой катастрофы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.