Новости

Симпсоны угрожают Азербайджану: но надо как-то выжить после катастрофы

© Flickr / princess5exyfaceРебенок смотрит мультфильм "Симсоны", фото из архива
Ребенок смотрит мультфильм Симсоны, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Мульт фильмы формируют сознание детей без согласия родителей, мультипликационные герои известны каждому малышу, но параллельно ребенок знакомится со множеством монстров, чудовищ, пришельцев.

"Мама, я боюсь, монстры нападают. Они ужасные, страшные. Спрячь, меня от них". Подобные заявления слышит практически каждый родитель, независимо от статуса и социального положения.

Люди - Sputnik Азербайджан
Главная иллюзия в жизни человека: и лечит и калечит

Детские страхи, жуткие сновидения вызывают опасения у взрослых, которые не понимают, откуда у их чада в два-три года такие непонятные болезненные фантазии.

Причина же до банальности проста: ребенок, рожденный в технотронную эпоху, включается в процесс поглощения информации чуть ли не с пеленок.

Познание мира происходит перед экраном телевизора с просмотра мультфильмов.

Телевизор — не единственный источник просмотра любимых мультиков

Среднестатистический малыш способен провести перед телевизором до 5-6 часов, иногда и того больше, если родители оставят дитя без присмотра.

Причем телевизор — не единственный источник просмотра любимых мультиков. В доме полно разных устройств — смартфоны, планшеты, компьютеры, которые могут использоваться малышом уже с двухлетнего возраста. Нынешние дети прекрасно справляются с любой техникой, и какими-то непонятными нам способами ухитряются находить интересующую их информацию, даже не зная букв и цифр.

Девушка и ее отражение на экране смартфона - Sputnik Азербайджан
Каждый день все мы живем и скрываемся в коконе обмана

Мультипликационные, или анимационные фильмы формируют сознание наших детей без согласия на то родителей. Они хорошо отличают льва от медведя, лисицу от волка, знают много историй о кораблях и пиратах, сокровищах и дальних странах. Мультипликационные персонажи типа Тарзана, Маугли, Диего, ниндзя-черепашки известны каждому малышу. Но параллельно ребенок смотрит множество мультфильмов о разных космических монстрах, чудовищах, пришельцах. Каждый день по телевизору маленькая мышка из мультиков Уолта Диснея "Том и Джерри" беспощадно колотит кота, проявляя особую жестокость. В эпизодах показываются сцены насилия, а вредные привычки возводятся в ранг дозволенного. В течение получаса кот и мышка могут разрушить в доме все подряд, не неся никакой ответственности. Такая модель поведения, естественно, воспринимается детьми как призыв к действию.

Разрушения в доме — закономерный результат просмотра агрессивных мультфильмов

Под воздействием сцен насилия дети переносят в реальную жизнь виртуальные картины. Разбитые телевизоры и планшеты, поцарапанная мебель, битая посуда, сломанные игрушки и другие разрушения в доме — закономерный результат просмотра агрессивных мультфильмов. Ежегодно снимается множество анимационных сериалов, которые, по сути, вредят детской психике. К числу вредных мультфильмов относят "Клуб Винкс — школа волшебниц", "Школа монстров", "Губка Боб — квадратные штаны", "Трансформеры", "Покемоны". Каждый сериал имеет как бы свои минусы.

Лампа накаливания, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Будущие поколения ждут дни холодные и ночи темные

В сериале "Клуб Винкс — школа волшебниц" откровенно высмеиваются традиционно женские качества — скромность, целомудрие, милосердие, взамен предлагается модель мира, где царствует женская сила. У ребенка формируется ошибочное представление о мужской и женской модели поведения. А в "Школе монстров" вампиры, зомби, мутанты, оборотни и прочие монстры-подростки обучаются в одной школе. Уродливые герои говорят на примитивном школьном жаргоне, обсуждают шмотки, презирают учебу. У малыша, следящего за этими монстрами, стирается граница между добром и злом, хорошим и плохим, так как герои-монстры намеренно опошляют семейные ценности и понятия о дружбе.

Несколько лет просмотра таких мультфильмов могут нанести сознанию ребенка непоправимый вред. А потом взрослые удивляются: почему же молодежь не читает книги, не уважает пожилых людей, не хочет трудиться? Дети говорят на непонятном для нас жаргоне, все больше употребляя пошлые и примитивные выражения. Ни родители, ни школа не в состоянии повлиять на них. Их воспитание окончательно подпорчено мультфильмами.

Сериал "Симпсоны" иначе, чем мультфильмом для дураков, не назовешь

А знаменитый в свое время японский сериал о "Покемонах" неоднократно подвергался критике из-за пропаганды насилия. Сериал запрещали в арабских странах, Турции. Одно из происшествий, связанных с покемонами, даже получило собственное название — "Шок от покемонов". 38-я серия проекта получила широкую известность из-за того, что около 600 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами эпилепсии.

Новорожденный - Sputnik Азербайджан
Во сколько обходится событие космического масштаба в Азербайджане?

Но производители анимационных сериалов не останавливаются на полпути, продолжая снимать мультфильмы для следующих возрастных групп. Например, известный анимационный сериал "Симпсоны" ничем иным, нежели мультфильмом для дураков, не назовешь. Хотя сериал смотрят и маленькие дети. С каждым годом все труднее и труднее придумать что-то новое, поэтому даже мат в детских мультфильмах становится делом обычным.

Бабушки и дедушки говорят им одно, а мультфильмы пропагандируют другое

Иностранные мультфильмы представляют для Азербайджана и наших детей двойную угрозу. Оно и понятно: ведь сериал "Симпсоны" частично отражает американский образ жизни и особой угрозы для сознания среднего американца не представляет. В нашем же мозгу возникают неразрешимые противоречия: наработанные веками ментальные представления, восточный образ жизни, вызванные нашими условиями неписаные правила вступают в конфликт с навязанными извне представлениями о жизни. Особенно трудно малышам: родители, бабушки и дедушки говорят им одно, а мультфильмы пропагандируют другое.

Девушка в салоне автомобиля, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Об этом не принято говорить в азербайджанском обществе

Частенько детские психологи, врачи выражают обеспокоенность по поводу опасных мультфильмов, но почему-то никаких особых действий против проникновения угрожающих детям анимационных сериалов не предпринимается. По понятным причинам. Контролировать интернет бесполезно, а дети информационной эры ежедневно требуют новых порций развлечений. А чем можно удержать внимание ребенка хотя бы на полчаса или час? Только мультиками. Женщине надо готовить еду для остальных членов семьи, муж занят на работе, бабушка болеет, у дедушки дела в огороде. А современные телевизоры позволяют подключаться к интернету, где можно подыскать мультфильмы на самые разные темы.

До 2004 года в Азербайджане было произведено чуть более ста мультфильмов

А вот азербайджанских мультфильмов как не было, так и нет. Их практически не было даже в советское время. Конечно, какие-то мультфильмы производились, но в очень незначительных количествах. Понять причины этого сложно, видимо, основные усилия направлялись на создание детской литературы, поэзии, пионерских лагерей, детских библиотек, различных кружков. А мультфильмов снимали мало или почти не снимали.

Дружеская поддержка - Sputnik Азербайджан
Вы имеете шанс не повторять судьбу Фрейда, Толстого, и Даяната Рзаева

Отсутствие собственных азербайджанских мультфильмов компенсировалось наличием прекрасных мультфильмов на русском языке советского производства. Советская школа анимации была, а пожалуй, и сегодня остается лучшей в этой категории. Компьютерных мультфильмов тогда не было, все создавалось руками художников-мультипликаторов. Советские мультфильмы были живые, добрые, прививали детям духовные ценности, порой обучали простейшим навыкам. В них не было подсознательной агрессии. К примеру, серия мультфильмов о коте Леопольде и преследовавших его двух мышах, в отличие от "Тома и Джерри", обучает детей совсем иным ценностям. Мыши всегда попадают в собственные ловушки. Тут нет никакой агрессивности.

По данным Википедии, до 2004 года в Азербайджане было произведено чуть более 100 мультфильмов. Какая-то часть этого достояния недоступна общественности. Например, фильм производства 1935 года "Несчастье Аббаса" (Abbasın bədbəxtliyi). Хотя он считается первым мультипликационным фильмом мусульманского Востока. Фильма нет нигде, в ютубе тоже. Не все азербайджанские мультфильмы выставлены в интернете. Иностранных мультфильмов на азербайджанском языке также маловато.

Создание своей мультипликационной школы — дело непростое

Степь - Sputnik Азербайджан
Не надо думать, что невежи остались где-то в советском Азербайджане

Конечно, противостоять вредному воздействию голливудских анимационных фильмов непросто, можно даже сказать, невозможно. Но создать хотя бы слабую струйку добрых понятных мультфильмов, обучающих читать, писать, уступать место в общественном транспорте, правильно переходить дорогу, можно. Откуда детям знать что-либо о флаге, героях, государственности? Только из мультфильмов. Сейчас дети лучше знают флаг США, нежели собственной страны. Создание своей мультипликационной школы — дело непростое. Сегодня анимационные фильмы создаются с помощью специальных программ — 3d max, например. Требуются навыки как графические, так и технические. То есть нужно быть художником и технарем одновременно.

В отрасль мультипликации требуются большие вложения. Как можно создавать патриотические молодежные организации, вкладывать средства в образование молодежи, строить разные центры, если самый главный отрезок жизни этих молодых людей упущен? Да, он пойдет в школу, закончит вуз, получит диплом и смотается куда-нибудь в Европу. Его здесь ничего не удерживает, он или она воспитаны американскими мультфильмами. Человек готов сбежать из страны при первой возможности.

Художников-аниматоров нужно готовить на профессиональном уровне

Возникает классический вопрос: что делать? Понятное дело, что пару-тройку анимационных студий государство в состоянии создать и финансировать.

Таги Тагиев у могилы жены - Sputnik Азербайджан
Так хранить память о любимой жене способен не каждый мужчина

Хотя бы 20-30 фильмов в год о важных ментальных составляющих Азербайджана могут как-то незначительно изменить картину отрасли из состояния полной депрессии в сторону первых всходов. Художников-аниматоров нужно готовить на профессиональном уровне как внутри страны, так и за рубежом.

Причем, если человек обучался в другой стране анимационному делу, то обязательно должен отработать средства, вложенные в него. Хотя и собственными силами можно организовать школы анимации в Азербайджане. Все созданные и создаваемые мультфильмы необходимо размещать в интернете. Понятно, что немногочисленные азербайджанские анимационные фильмы не в состоянии противостоять студиям Уолта Диснея. Но лучшие образцы мировой анимации можно и нужно дублировать на азербайджанский язык и предоставлять в свободном доступе в виртуальном пространстве.

Виртуальную войну в мультипликационном поле мы, безусловно, проиграли. Но может быть, еще не поздно извлечь из этого какие-то уроки и как-то выжить после неминуемой катастрофы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader