Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
Раз в два дня Таги Тагиев встает в три часа ночи, берет приготовленную с вечера еду и уходит.
Вот уже 17 лет, не пропустив ни одного дня, он идет в темную ночь по замерзшей зимой и пыльной летом дороге длиною в пять километров, зная каждый ее сантиметр.
Он проходит между могилами самого большого кладбища города, подходит к месту, которое со стороны напоминает цветущий сад, останавливается возле надгробной плиты. Здесь последняя остановка Таги Тагиева. И на сегодня, и навсегда.
Самая большая трагедия жизни
Тагиев родился в 1937 году в Гяндже, где проживает до сих пор. Хотя, как он сам говорит, последние 17 лет вряд ли вообще можно назвать жизнью.
В 1966 году он женился на Атлас Мусеиб гызы. В семье один за другим появились четверо детей. В 1999 году, после 33 лет совместной жизни, его супруга внезапно умирает. С того дня вся его жизнь перевернулась.
Сильный стресс вызвал болезнь, у него начали трястись рука и голова. Работать он уже не мог, поэтому после 41 года трудовой деятельности – Тагиев работал в сфере газификации – был вынужден уйти с работы.
Каждый день на кладбище
По прошествии 40 дней со дня смерти жены он начал каждый день навещать ее могилу. Так длилось год и 28 дней. Он ходил туда каждый день — и в снег, и в дождь, и в холод, и в жару, ухаживал за могилой – мыл и чистил надгробный камень, очищал все вокруг от сорняков, провел водопроводную линию, и даже, посадив фруктовые деревья, разбил целый сад. Позже старший брат уговорил его не ходить на кладбище, он послушал и… начал ходить через день.
"Буду ходить сюда, пока есть силы"
Так старик нашел успокоение в уходе за последним пристанищем своей безвременно умершей супруги. Хотя путь сюда неблизкий, он совершенно не чувствует усталости. Правда, возвращаться обратно с каждым разом становится уже тяжелее.
Вспоминая свою жизнь с Атлас, он говорит о том, что она никогда не перечила ему, не обижала, радушно принимала всех, кто приходил к нему: "Если бы она хотя бы раз не сделала что-то из того, что я сказал, я бы искал в этом пусть и небольшой, но все же повод не приходить сюда. Но не могу найти. Она не сама умерла, она меня убила".
Чтобы помнили…
Сегодня он выращивает на кладбище более десяти видов фруктовых деревьев, среди них инжир, гранат, тут, персик и даже орешник.
"Тутовое дерево росло в нашем дворе. Его ветки уже достигали окон дома. Каждое утро она приносила мне блюдце с тутом, чтобы я поел до завтрака. Я перенес это дерево оттуда и посадил здесь", – рассказывает он.
Все деревья Тагиев посадил в месте, где кладбище переходит в обрыв. При этом до сих пор он не отнес ни один плод с этих деревьев домой. Плоды собирают те, кто приходит на кладбище навещать могилы, и здешние работники. По словам самого старика, кое-кто собирает фрукты и варит дома компот или варенье.
"Я посадил эти деревья в память о моей жене, пусть собирает кто хочет, главное – чтобы деревья не пострадали", – говорит Тагиев.
Он также сильно привязан и к другим свои близким, ушедшим из жизни. В его доме на самом видном месте висят гравированные на камне портреты отца и племянницы: "Я всегда хотел, чтобы они были у меня перед глазами так же, как и в моем сердце, чтобы видели и никогда не забывали мои дети".
Годы идут, но ничего в жизни старого вдовца не меняется. Он знает, что с божьей помощью будет ходить на могилу своей жены, ухаживать за садом, пока есть силы, пока ходят ноги — до своего самого последнего вздоха. Все равно это и его последнее пристанище.