Каждый журналист ежедневно сталкивается с одной серьезной проблемой – отсутствием или нехваткой экспертов по разным направлениям деятельности. Особенно трудно подыскать людей с глубокими знаниями и независимыми взглядами на ту или иную проблему.
Попробуйте разыскать кого-нибудь из специалистов, знающих толк, скажем, в авиационной промышленности. А ведь авиакатастрофы случаются чуть ли не каждый день, но высказываются по этому поводу почему-то политологи или экономисты.
Телефоны даже могут быть выключены
Азербайджанскому журналисту очень трудно найти подходящего профессионала чисто по времени, каждую минуту редакция требует передавать оперативную информацию, а телефоны даже известных прессе экспертов могут быть выключены в силу разных причин. Зачастую, получив задание, журналист безуспешно пытается дозвониться до многочисленных государственных служб, а потом и до компетентных в требуемом вопросе лиц. К концу дня актуальность темы иссякает, а готового материала все нет. Поняв всю тщетность своих усилий, работник редакции обращается ко всем подряд, направляет вопросы к знакомым и друзьям в соцсетях, чтобы как-то заполнить пробелы в публикации.
Не лучше обстоит ситуация и на телевидении. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, как плохо работают телеканалы. Изо дня в день зрителям показывают одних и тех же надоевших всем "экспертов", архивные материалы, не имеющие к сюжету прямого отношения, кадры без движения.
Почему СМИ Азербайджана не могут решить такую простую на вид проблему, как поиск экспертов и получение квалифицированного мнения во время подготовки материалов как в печатных изданиях, так и телеэфире?
Корень зла кроется в ускорении
Корень зла прежде всего заключается в изменении ритма времени в эпоху развития информационных технологий. Как ни странно, многие работники прессы не подготовлены достаточно квалифицированно для работы в условиях информационной эры. Что нужно, например, знать работнику газеты или интернет-сайта в современной редакции?
В некоторых газетных редакциях страны немалое количество сотрудников все еще не владеют навыками работы на компьютере или же владеют настолько слабо, что без посторонней помощи не могут справиться с элементарными проблемами, непременно возникающими при работе с техникой. В нашу информационную эру журналист просто обязан владеть компьютером на уровне обычного пользователя, но и этого мало. Нужно знать операционную систему, работать как минимум с MS Word и какой-нибудь графической программой. Современный журналист должен знать толк в системе управления сайтом, разбираться в звуковых и видеофайлах. Диктофон, микрофон, фото- и видеокамера должны всегда присутствовать при нем. Кажется, не так сложно. Многие легко справляются с этим. Но как бы не так…
Некомпетентный работник часть времени тратит впустую
К сожалению, подготовка журналистов далека от совершенства. Даже молодое поколение работников прессы не всегда владеет элементарными знаниями в работе с программой Word, не умея, например, правильно пользоваться функцией включения орфографии азербайджанского языка. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки в текстах наших журналистов. А использование такой функции как создание специальных блоков-выражений, чтобы одним движением набивать стандартные и длинные фразы в тексте, мало кому знакомо. Вряд ли большинство сотрудников даже лучших изданий Азербайджана способно сдать экзамен и получить сертификат, подтверждающий владение программой Word в местном офисе компании Майкрософт. Могут ли наши журналисты похвастаться умением быстро и без ошибок набирать текст методом слепой печати? Сомнительно.
Итак, выполняя задание редакции, некомпетентный работник часть времени тратит впустую из-за профнепригодности, что совершенно недопустимо в современных условиях.
Одни и те же эксперты повторяют одни и те же байки
С другой стороны, непрофессиональный журналист не способен понять и оценить уровень подготовки эксперта, задать правильные вопросы и получить нужные ответы. А профессионалов не хватает катастрофически в любой отрасли. Как некомпетентный, медлительный и интеллектуально отсталый журналист может понять что-либо из высказываний так называемого эксперта? Работник СМИ не ищет нужных ему людей, разбирающихся в теме, он просто спрашивает у редактора, к кому обратиться за ответами. И все. А вечно занятый редактор называет имена нескольких известных ему экспертов.
Одни и те же эксперты из года в год повторяют прессе одни и те же байки. Хорошо, если это действительно толковый специалист, а если нет, то интернет-пространство ежедневно заполняется разного рода глупостями. Кто-то может утверждать, что американцев не было на Луне, и многие в это поверят. Хотя полет американской космической станции на Луну записан поминутно, и в эпоху холодной войны США вряд ли смогли бы скрыть что-либо от советских спецслужб.
Независимых экспертов по части мобильных технологий нет вовсе
Но даже профессиональному журналисту нелегко найти компетентных экспертов по причине отсутствия таковых на пространстве страны. По вопросам рекламы, прав потребителей, ИКТ, торговли найдется всего пара-тройка экспертов. А если взять разные направления ИКТ, то в некоторых областях таковые отсутствуют вовсе. Независимых экспертов по части мобильных технологий нет совсем. Причины понятны: грамотные специалисты в этой среде могут возникнуть только из числа бывших работников мобильной связи, но мобильные операторы Азербайджана, безусловно, нейтрализуют возможную утечку информации всеми возможными способами.
Даже бывших работников спецслужб, дающих интервью СМИ, больше, нежели известных прессе экс-сотрудников мобильной сферы. Возможно, тут имеют значение и трудовые договоры, которые не дают возможность раскрывать "секреты" этой сферы для прессы и парализуют действия бывших работников мобильной сферы. Скажем, работник связи точно знает, что вышка мобильной связи на крыше школы вредит здоровью детей, но предпочитает молчать в силу ряда причин. А как можно стать экспертом, если нельзя называть вещи своими именами? Никак.
Зачастую эксперты по той или иной отрасли подвергаются преследованиям за критические или независимые суждения. В стране идет огромное строительство новостроек, линий метро, дорог и мостов. Выгодна ли этим компаниям правда об их деятельности? Нет, конечно. Высказывание компетентного эксперта в расследовании толкового журналиста может дорого обойтись и вылиться в круглую сумму.
СМИ должны включить в редакционную политику поиск грамотных экспертов
Посмотрите на наших политологов. Во-первых, их очень мало и любому политологу надо как-то жить. Ни телеканалы, ни другие СМИ не платят ничего даже самым грамотным экспертам по части политики. Способов заработать у них практически нет, поэтому с каждым годом ряды грамотных политологов сокращаются. А так как на тему политики любят рассуждать все, кому не лень, их места занимают профаны, прогнозы которых почти никогда не сбываются. А ангажированность того или иного специалиста заканчивается тем, что доверие к высказываниям эксперта равняется нулю. И без того ясно, что тот скажет.
На телевидении же просто ужасающая ситуация, никак не улучшающаяся который год. Передачи с низкопробными экспертами и ведущими с интеллектом ниже среднего давно всем надоели. Конечно, среднего журналиста вполне устраивает такой "эксперт", который будет рассказывать банальные вещи с экрана телевизора и развлекать аудиторию.
Понятное дело, что эксперты сами по себе возникать не могут. Их должны находить сами журналисты. Компетентное высказывание по расследуемому вопросу – главное в работе масс-медиа. А пресса занята лишь вопросом выживания в условиях кризиса, у журналистов нет времени на поиски компетентного мнения. Вот и создается простор для деятельности всяких шарлатанов-экспертов. В этом вопросе административные меры бесполезны, главы СМИ должны включить в редакционную политику поиск и выявление грамотных экспертов, способных компетентно ответить на вопросы журналистов.
Другое дело — стимулирование грамотных экспертов через реализацию проектов в различных фондах и Совете государственной поддержки НПО. Понятно, что часть компетентных людей работают в секторе неправительственных организаций. Они являются частью системы общественного контроля над действиями государства. Эту линию нужно поддерживать и развивать.
Обществу нужна точная информация от СМИ, а добывается она через компетентное мнение профессионалов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.