СМИ Азербайджана подчас напоминают кустарник винограда. Польза от этого растения огромная, оно богато витаминами, минералами и обладает массой целебных свойств. Но многие азербайджанские масс-медиа не вобрали ничего из достоинств винограда.
Виноград устойчив к жаре, неприхотлив, а спелым и сочным гроздьям посвящено множество сочинений. Например, французская поэзия сплошь и рядом восхваляет виноград. Но куст винограда имеет специфическую особенность: за одно лето побеги могут удлиняться на 5-8, а иногда и на 10 метров. В этом-то вся проблема: если вовремя не обрезать верхушки побегов, то растение может расти практически без остановки. За несколько лет в кустарнике образуются непроходимые джунгли, и у растения не останется сил для самой ягоды.
Много хвалебной риторики, а собственной продукции почти нет
Примерно так выглядят наши СМИ: много шума, хвалебной риторики, переводных публикаций, краденых чужих идей, а собственной продукции почти нет. Для этого не надо далеко ходить, достаточно просмотреть ленту новостей любого интернет-издания, пролистать газеты, посидеть вечерком у телевизора или прослушать какие-нибудь радиопередачи.
Качество продукции азербайджанской прессы оставляет желать лучшего. На то имеются и глобальные и локальные причины. С развитием информационных технологий, сети интернет, созданием огромных платформ общения, соцсетей, блогов каждый человек приобрел возможность самовыражения. Многие пользуются этими платформами, создают блоги и сайты, ассоциируют себя с медиа. В развитых странах популярные блогеры имеют порой аудиторию больше, нежели газета тиражом в 100 тысяч экземпляров. Огромное количество людей включилось в процесс производства контента. Тут главное — внимание читателя, зрителя и слушателя.
Процесс не оставил в стороне и Азербайджан. Наряду с традиционной прессой, в гонку за внимание пользователей включились люди, которых раньше не пустили бы даже на порог приличной редакции. Интернет дал всем одинаковые возможности для самовыражения, свободную территорию для распространения собственных идей. Но ведь в процесс включаются не совсем адекватные, необразованные или плохо образованные неучи, и в информационной сфере образуется хаос. Эти глобальные течения, конечно, влияют и на информационное поле страны, СМИ не могут оставаться в стороне от этих явлений, полноценные редакции тоже вынуждены торопиться, борясь за внимание пользователя, и им некогда проверять достоверность информации, когда в соцсетях и блогах, небольших сайтах каждую минуту появляются новости, зачастую ложные и непроверенные.
Безусловно, качество контента прессы ухудшается. Процесс глобальный, избежать его сложно или почти невозможно. Но медиа-структуры имеют множество собственных задач, практически никак нерешаемых. Какие у прессы проблемы и почему они никак не решаются? Вопрос серьезный и требует детального расследования.
В Азербайджане так и не сформировался медиа-рынок
В Азербайджане за годы независимости так и не сформировался медиа-рынок. Даже по самым оптимистическим прогнозам, рекламный рынок медиа не превышает 30-35 миллионов манатов, то есть с учетом девальвации – примерно 17 миллионов долларов.
Деньги смешные, если принять во внимание тот факт, что в стране 12 республиканских и множество региональных телеканалов, более 300 информационных сайтов, десяток информагентств, несколько тысяч газет, из числа которых систематически издаются не более 50. А есть еще и радио, где задействовано немало сил и средств. Как же существуют СМИ в подобных условиях? Часть СМИ финансируется из бюджета, например, АзТВ, канал "Культура", Общественное ТВ, телеканал "Идман-Азербайджан", есть официальные государственные газеты и радио. Многие министерства и госструктуры имеют свои органы печати, издают нечитаемые газеты для отчетности и организуют сайты, обновляемые лишь по праздникам. Там тоже задействованы силы, работают журналисты, вернее, имитируют деятельность, но это тоже пресса.
Остальные СМИ распределены между разными олигархами и финансируются на их средства. А те сайты, которые возникают спонтанно, тоже жаждут быстрее приобрести спонсоров, поэтому готовы на все, лишь бы получить желанные деньги. Олигархическая пресса существует во многих странах и имеет свою специфику. Говоря образно, олигарх не понимает разницу между 5 и 50 тысячами долларов, он может потратить эти деньги на завтрак в ресторане. Финансовая сторона его мало интересует — если надо, заплатит и 100, и 200 тысяч. Пресса, которая финансируется олигархами, имеет лишь одну задачу: добиться массовости и популярности. Когда требуется отчет по затраченным деньгам, то надо показать "огромную" посещаемость сайта, а для этого все средства хороши.
Удивительно, что рядом с такими изданиями спокойно уживаются финансируемые теми же олигархами иного рода СМИ, в задачу которых входит полное бездействие. В основном – это газеты, которые никто не читает. Они имеют и сайты в интернете, и нормальную команду, но заняты имитацией журналистики и даже не пытаются делиться информацией в соцсетях. Можно подумать, что задача такой прессы заключается в нейтрализации части журналистского сообщества от создания критических публикаций.
Рэкетирские издания живут по принципу самоокупаемости, но их нельзя назвать прессой. Они далеки от информационной сферы, заняты в основном шантажом мелких чиновников, директоров школ, врачей, мелких бизнесменов, эти так называемые журналисты вымогают деньги и делятся добычей с редакцией. Так и существуют.
Появились сайты, которые живут за счет подачек, например, создается платформа для освещения деятельности банковской сферы, но главная цель – это формирование теплых отношений с представителями банков, рекламирование их работы, публикация хвалебных статей. Деньги текут ручейком. Такую деятельность вряд ли можно ассоциировать с работой прессы.
Есть несколько оппозиционных изданий, которые фактически находятся на грани выживания. Здесь постоянная текучка кадров, нет нужного оборудования, конечно, отсутствуют способы воздействия на большую аудиторию.
Талантливая молодежь не выбирает журналистику
Журналистика переживает серьезный кадровый кризис: отсутствие возможностей для самореализации, уважительного отношения общества, низкие зарплаты содействуют тому, что в профессию попадают случайные люди. Следует признать, что талантливая молодежь не выбирает журналистику, предпочитая ей более перспективные отрасли, а те, кто по воле судьбы оказываются в медиа, не могут реализоваться в полной мере.
Силы медиа слишком разобщены и разбросаны по разным структурам. Часто ли можно встретить СМИ, где вместе собраны десять профессионалов высокого класса, скажем, семь талантливых журналистов и три редактора от Бога? Скорее всего, ничего этого нет. Обычно один амбициозный и талантливый профессионал собирает вокруг себя среднюю команду, он и задает тон в этой медиа-структуре. Мог бы набрать команду и получше, ан нет, мешают амбиции, да и талантливых, профессиональных журналистов катастрофически не хватает. Информационный сайт обычно состоит из 5-20 сотрудников. Если там будет хотя бы 2-3 хороших журналиста, это уже прогресс. Десятки и сотни изданий просто-напросто производят среднюю или низкокачественную продукцию, распространяют пошлые истории.
Хуже всего то, что азербайджанские СМИ не имеют формата, не работают на целевую аудиторию. Они готовы разбавлять серьезные темы любыми видами желтизны. Нужен посетитель, которого надо "подкармливать" информационными отходами. Низкокачественная новостная продукция захламляет пространство сети и телевидения.
Берут под контроль и финансируют лишь стоящие платформы
Власти Азербайджана хотят контролировать СМИ. Вполне понятная цель, этого хотят достичь власти многих стран, спецслужбы, богатые кланы, могущественные тайные организации, но при этом соблюдаются некие условия игры. Никому в мире не придет в голову финансировать непопулярные СМИ, плохое телевидение, не читаемые газеты, желтую прессу. Давать деньги за то, чтобы журналисты создавали хвалебную риторику? Глупость. Предположим, кто-то жаждет иметь желтую прессу, пусть создает себе медиа-структуру и работает как ему хочется. Берут под контроль и финансируют лишь стоящие платформы, сайты, СМИ и при этом они сами зарабатывают средства всеми возможными путями.
Пора изменить подход к формированию и финансированию СМИ. Наша пресса давно перестала плодоносить, нужно произвести обрезку бесплодных ветвей и дать питание полезным плодам. По аналогии с виноградным кустом: не обрежешь, не будет лозы. Медиа-рынок нуждается в развитии, а для этого надо позволить работать на этом поле талантливым и честным журналистам, а бездарей надо отсекать от финансовой кормушки.
Наша журналистика больна, ее убивают разного рода "паразиты". Всего лишь наличие нескольких приличных профессиональных платформ может многое изменить в нашей медиа-среде. Если собрать воедино умных, образованных журналистов, то результат превзойдет все ожидания.
Азербайджану требуются СМИ иного структурирования.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.