Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Западные СМИ в последние дни задаются вопросом о том, неужели Саудовская Аравия решила бросить вызов Трампу. В противном случае, им просто непонятно, зачем нужны были сокращение добычи нефти в ОПЕК и своеобразный союз КСА с Россией. О том, что происходит сегодня в отношениях этих трех стран и сможет ли российский лидер отстоять саудовского наследного принца в глазах мировой общественности, Sputnik Азербайджан поинтересовался у российского политолога, заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова.
- Как далеко могут зайти отношения Саудовской Аравии и России?
- Не будем забывать о том, что Советский Союз был первым государством, в 1926 году признавшим новое королевство и установившим с ним дипломатические связи. Современные же отношения между Россией и Саудовской Аравией строятся на прагматичной основе. И это приносит серьезные плоды всему миру.
Свежий пример: именно участие России и Саудовской Аравии как основных нефтедобывающих держав в сделке "ОПЕК+" и недавнее продление условий этой сделки позволили стабилизировать ситуацию на мировом нефтяном рынке. Такой компромисс был бы невозможен без дружественных отношений между странами. И они, действительно, имеются.
Но основа у них, как я уже сказал, прагматичная, деловая. Саудовская Аравия интересует Россию и как инвестор, и как торговый партнер, и как покупатель оружия. Но этот интерес взаимен. КСА помимо оружия интересуют, например, зерно, разнообразные аграрные проекты в России.
При этом у отношений существует и серьезный геополитический подтекст. И это не только нефть, которая, конечно, только отчасти экономика, а больше геополитика. Да, Саудовская Аравия – союзник Соединенных Штатов и, как правило, строго следует в русле американской внешней политики. В то же время королевство претендует на роль лидера Ближневосточного региона.
Сотрудничество только с одной из великих держав – США – не позволяет обеспечить это лидерство, на которое также претендуют Турция и Иран. Россия в отличие от США имеет прекрасные отношения одновременно и с Анкарой, и с Тегераном, и с Эр-Риядом.
Роль модератора, признанного всеми сторонами, – уникальная дипломатическая позиция России на Ближнем Востоке. Добавлю также роль России в израильско-палестинском урегулировании и станет окончательно ясно, что Россия – ведущий и самый результативный игрок в регионе.
Помимо дипломатических успехов, Россия физически присутствует в регионе, являясь лидером борьбы с терроризмом, и на этой почве смогла сблизить позиции Ирана и Турции настолько, насколько ранее никому не удавалось. Это видят в королевстве. И еще больше стремятся заручиться российской поддержкой.
Да, Саудовская Аравия имеет свои виды на ситуацию в Сирии, во многом отличающиеся от российских. Но в королевстве понимают, что за Сирию сейчас отвечает Россия, и без учета сирийских и российских интересов Саудовская Аравия не сможет продвигать свою повестку.
- Сможет ли российский президент Владимир Путин обеспечить защиту саудовскому принцу Мухаммеду ибн Салману Аль Сауду от последствий убийства Джамаля Хашукджи?
- Инициатором антисаудовской кампании, как известно, выступила Турция. И Россия единственная, кто мог бы стать посредником в урегулировании турецко-саудовских отношений. Анкара сейчас скорее прислушается к просьбам Кремля, чем к советам американского Белого дома, который хотел бы спустить ситуацию на тормозах, но, похоже, не способен это сделать. Сложилась уникальная ситуация: только Россия способна примирить американских союзников, которыми являются и Саудовская Аравия, и Турция.
Убитый саудовский журналист Джамаль Хашукджи накануне по версии журнала Time был назван "Человеком года-2018".
- В то же время некоторые эксперты считают, что ставка России на КСА и Турцию – это проигрыш. С этим можно согласиться?
- Внешняя политика определяется интересами государств. Как видим, и Турции, и Саудовской Аравии Россия сейчас нужна как никогда. Даже если это сиюминутный тактический интерес, он уже принес плоды, которые кардинально повлияли на мировой политический климат.
Наказание или бонус: что ждет Анкару за антиамериканское заявление >>
Непосредственное участие Москвы в решении сирийской проблемы восстановило позиции России как государства, ответственного за поддержание международной безопасности. Теперь уверенно можно сказать, что однополярный мир приказал долго жить.
Образно говоря, появился выбор: в Москве открылся "офис", в котором так же, как и в вашингтонском, можно предметно обсудить вопросы международной безопасности. И в условиях, когда в вашингтонском "кабинете" заседает такой человек, как Трамп, количество посетителей московской "штаб-квартиры" будет только увеличиваться.