Новости

Углеводород без углерода, "зеленая" нефть и другие пути выживания энергосектора

© Sputnik / Vladimir Vyatkin / Перейти в фотобанкВетряные электростанции
Ветряные электростанции - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.06.2021
Подписаться
Как нефтегазовым гигантам выжить в ситуации, когда рынок энергоресурсов, с одной стороны, еще не оправился от пандемического кризиса, а с другой стороны ЕС ужесточает политику "зеленой энергетики", облагая сырье дополнительными налогами?

В конце 2019 года Евросоюз анонсировал "Европейский зеленый курс", нацеленный на превращение к 2050 году экономики ЕС в углеродно-нейтральную, то есть без выбросов вредных веществ в атмосферу. На первом этапе ЕС намерена ввести "углеродный" налог на поставки углеводородов. Такой налог в разы повысит стоимость поставок энергоресурсов в страны ЕС и в первую очередь ударит по карману производителей нефти и газа, отмечает обозреватель Sputnik Азербайджан Айгюль Тагиева.

Пока страны ЕС корректируют энергетическую политику с целью превратить "зеленую энергетику" в основной вид производственной энергии, с целью снижения вредных выбросов в воздух, нефтедобывающие страны не сдаются. Так, производители нефти, понимая всю серьезность зеленой политики ЕС, придумывают новые способы продать нефть в обход налогов и не прослыть загрязнителями атмосферы. Производители нефти и газа тут же начали решать, как выжить при такой жесткой энергетической политике, когда нефть и газ уже и не в тренде и стоят ниже чем, допустим, два года назад.

Возобновляемые источники энергии - выход ли?

При разговоре о зеленой энергии на ум в первую очередь приходят возобновляемые, альтернативные источники энергии. Ведущие аналитики прогнозируют рост доли возобновляемых источников в общем объеме мировой энергетики. Так, по данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), в прошлом году было выработано 260 гигаватт энергии из возобновляемых источников. Кроме того, более 80% всех новых электрических мощностей, добавленных в прошлом году, были возобновляемыми, при этом на солнечную и ветровую энергию приходится 91% вырабатываемой энергии.

Тренд на альтернативную энергетику поддержали и нефтегазовые гиганты. Такие крупные компании, как BP и Shell, заявляли не раз о намерении перейти на альтернативные источники энергии, но как известно, строительство новых мощностей альтернативной энергии обходится компаниям в миллиарды долларов, что для энергетического сектора, недавно пережившего крупнейший экономический кризис из-за пандемии COVID-19, не по карману. Например, Exxon Mobile потерял из-за кризиса свыше одного миллиарда долларов, тогда как убытки Chevron вообще достигли восьми миллиардов долларов. В таких условиях нефтегазовым компаниям легче адаптировать свои работающие энергопромышленности под новую моду "зеленой энергии", нежели инвестировать дополнительные миллиарды в возобновляемые источники энергии.

Улавливание углерода и "зеленый" СПГ

Нефтегазовые компании решили найти другой путь, и в последние годы в обиходе энергетиков появилось слово "углеродно-нейтральная энергетика". В случае с газом углерод, полученный при производстве газа, улавливается особым методом, хранится или закачивается в недра месторождений. То же самое происходит при производстве сжиженного газа. Зеленый СПГ все больше пользуется спросом, Россия как один из крупнейших поставщиков СПГ на мировой рынок уже подтянулась к тренду и "Газпром" в начале марта осуществил поставку первой в Атлантическом бассейне углеродно-нейтральной партии сжиженного природного газа. "Зеленый" СПГ, покупателем которого стала Shell, был доставлен на терминал Великобритании.

Но если с техникой "улавливания" углерода в добыче газа все более или менее понятно, то с нефтью возникают некоторые вопросы: как она может стать углеродно-нейтральной?

Первый сертификат на производство углеродно-нейтральной нефти получила американская компания Occidental. А следом шведская нефтяная компания Lundin Energy заявила о продаже первой сертифицированной углеродно-нейтральной нефти. Первую поставку углеродно-нейтральной нефти получила итальянская компания Saras S.p.A на НПЗ Сарас.

Сертификат CarbonClear, полученный Lundin Energy, подразумевает, что разведка, разработка и большая часть процесса добычи нефти обошлись без выбросов углерода. Остаточные выбросы в объеме 2302 тонны углекислого газа компания компенсировала за счет проекта по улавливанию углерода, сертифицированного в соответствии с международным стандартом VCS (Verified Carbon Standard).

Получение углеродно-нейтральной нефти требует дополнительного оборудования и усовершенствования техники добычи и транспортировки сырья. Но есть и другой способ "озеленить" нефть. Крупные компании реализуют проект по денежному компенсированию выбросов CO2. Так, компании-поставщики предлагают импортерам зеленой нефти цену, включающую траты на компенсации выбросов СО2 за счет приобретения активов в международных проектах, защищающих и восстанавливающих экосистему.

То есть, фактически это та же сырая нефть, и выбросы в атмосферу такие же, как и прежде. Однако компании, продающие нефть, компенсируют эти выбросы, инвестируя в проекты по озеленению и восстановлению экологии.

Таким образом, пытаясь угнаться за трендами в энергетике и не потерять рынок сбыта нефти, мировые компании пытаются придумать способы продать нефть, но видно, что меры по озеленению энергоресурсов ударят по карманам поставщиков и, возможно, в недалекой перспективе цены на углеводороды ощутимо вырастут.

Читайте также:

Лента новостей
0