БАКУ, 31 янв — Sputnik, Нигяр Искендерова. Пандемия во всем мире способствовала развитию онлайн-торговли, и Азербайджан в этом смысле не стал исключением. И если определенные проблемы возникают при традиционной торговле, то в случае с онлайн-покупками риски в разы возрастают.
Больше всего пострадала аренда: риелтор о рынке недвижимости в пандемию >>
Так, один из жителей Баку рассказал Sputnik Азербайджан, что заказал для себя туфли 39 размера, однако ему доставили на три размера больше. "Мне сказали, что за возврат товара вернут мне только половину его стоимости, мы долго спорили, но безрезультатно. В итоге они заработали, а я оказался в минусе. Вообще, они ничего не боятся. Больше я онлайн ничего заказывать не буду", - возмущается жалобщик.
Но проблемы в онлайн-торговле не ограничиваются только подобными случаями. Как рассказал Sputnik председатель Союза свободных потребителей Эйюб Гусейнов, покупателю могут доставить пару обуви разных размеров или даже пару туфель на одну ногу.
Вообще, одним из наиболее распространенных видов мошенничества в сфере онлайн-торговли в Азербайджане является невыдача кассовых чеков, без которых потребители не могут защищать свои права, сказал он.
Избежать подобных случаев потребители могут, покупая товары в проверенных онлайн-магазинах, требуя кассовый чек и копию удостоверения личности доставщика. Кроме того, не следует делать покупки в магазинах без официального офиса.
По словам эксперта, согласно закону об электронной торговле, потребитель может вернуть и поменять товар в течение пяти дней: "Кроме того, потребители должны знать, что около 70% лекарств, продаваемых в сети по всему миру, являются поддельными".
Госагентство занятости составляет список нелегальных работников >>
Во всех случаях, если права потребителей нарушаются в отношении продуктов питания, они могут сообщить об этом по телефону горячей линии 1003 Агентства продовольственной безопасности, а в случае с непродовольственными товарами - по телефону 195+2 министерства экономики республики.
В то же время Гусейнов отметил, что в Азербайджане существует проблема как при внутренних доставках, так и при внешних. При этом оспаривать проблему по время международной онлайн-торговли сложнее.
В этом случае доставка товара осуществляется не самой компанией, которая занимается продажей, а представительствами местных компаний, которые занимаются доставкой, то есть речь идет о двух разных компаниях, сказала в свою очередь Sputnik адвокат Вюсаля Мусаева.
Компания, занимающаяся продажей товаров, может, при необходимости, принять или обменять товар. Но когда речь идет о продаже в другие страны, могут возникнуть трудности.
"Так, компания по продаже в Турции или любой другой стране доставляет товар азербайджанской компании-перевозчику, расположенной там же, но доставка этого товара со склада компании в здешний офис занимает немало времени, в результате, при необходимости вернуть его обратно, возникают трудности", - сказала она.
Кроме того, следует указать на важность ознакомления с условиями, прописанными на сайте компании-посредника, то есть перевозчика. При этом адвокат отметила, что проблемы при онлайн-торговле редко оспариваются в судах, поэтому и необходимости во внесении тех или иных изменений в действующее законодательство не возникало.
На вопрос о том, сможет ли покупатель в случае спорных ситуаций доказать, что является пострадавшей стороной, Мусаева ответила, что за основу в первую очередь будет браться вопрос времени – завершились ли сроки доставки товара. Кроме того, человек должен доказать, что брак в купленном товаре является заводским, и появился не по его вине.
"То есть оспорить вопрос можно, но какова степень ответственности перевозчика – упирается в нюансы, которые, в конечном счете, не столь благоприятны. Компания-перевозчик скажет, что я не несу ответственности за фабричные дефекты, я занимаюсь только доставкой. Тем самым покупатель должен с самого начала знать, что оплачивает только услугу перевозки", - сказала адвокат.
Из-за дефекта он может что-то требовать от производителя, а учитывая, что производитель находится в Турции или другой стране, неразумно, сидя в Азербайджане, что-то требовать от компании по продаже. А компания-перевозчик может нести ответственность только за проблемы, возникающие во время карго-перевозок, заключила Мусаева.
В Азербайджане безналичные операции наконец превысили наличные сделки >>
Как видно, оспорить свою проблему при международной онлайн-покупке можно, но доказать свою правоту будет намного труднее. Прямого контакта между покупателем и производителем нет, кроме того, из-за длительного времени доставки невозможно вернуть товар в течение положенного срока. В то же время перевозчик не заинтересован в споре с ведущей компанией по поводу того или иного товара.