В Вене начались очередные российско-американские переговоры о стратегической стабильности. На них Вашингтон, как заявил спецпредставитель США Маршал Биллингсли, отправил самую серьезную делегацию, состоящую из "многих старших генералов, адмиралов министерства обороны и министерства энергетики". "Это показывает, насколько серьезно мы к этому относимся. Ожидаю, что Россия сделает то же самое и оценит их серьезность", - подчеркнул он.
О том, что Россия очень серьезно относится к таким переговорам, свидетельствует тот факт, что свою заинтересованность в них Москва не раз и не два выражала на протяжении последнего года. Россия предлагала руководству Соединенных Штатов определиться, наконец, с продлением или непродлением Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), срок действия которого истекает в феврале 2021 года.
Хотя в соглашении предусмотрена возможность продлить его еще на пять лет. Уже даже без ратификации Верховным Советом и Конгрессом - одним только росчерком пера президентов. Но в Белом доме никак не отвечали на призыв Кремля, хотя официальное предложение о продлении СНВ не первый месяц лежит на столе у Дональда Трампа.
Глава американской администрации постоянно уходил от ответа, а затем выдвинул неприемлемое предложение. США готовы продлить договор, если к нему присоединится Китай. Почему к двустороннему соглашению между Россией и США, достигнутому в ходе многомесячных переговоров и взаимных компромиссов, вдруг ни с того ни сего должен присоединиться Пекин, Дональд Трамп, как обычно, не объяснил. Должен, и все!
Саудовская Аравия "делает шаг к ядерной бомбе", готовясь к выборам в США>>
Может, потому что обладает третьими по величине, что, в принципе, сомнительно (так как никто точно не знает реальных цифр, Китай их никогда официально не называл) запасами ядерного оружия? Но по прикидкам военных экспертов, примерно таким же потенциалом, как у Пекина, может, чуть меньшим, обладают и Париж с Лондоном. Но их присоединиться к СНВ Трамп не приглашает, что несправедливо.
К тому же, руководство Поднебесной неоднократно категорически отказывалось участвовать в Договоре по сокращению и ограничению стратегических вооружений. Позиция Пекина была проста, как ясный день, и абсолютно убедительна. Пусть Москва и Вашингтон сократят свои ракетно-ядерные вооружения до уровня Китая, тогда мы, может быть, присоединимся к переговорам о судьбе Договора о ядерном оружии, говорят в столице КНР. И тут они тоже правы.
Россия и США, несмотря на то, что сократили свои стратегические вооружения до уровня 1550 боеголовок и 550-660 их носителей, обладают на сегодняшний день 92% всех мировых запасов ядерного оружия. Почему нужно было выбирать в качестве повода для отказа от продления Договора о СНВ именно Китай, не очень понятно.
Хотя удивляться американским придумкам, почему они вдруг отказываются от своих международных обязательств, уже не приходится. Причины могут быть разные, а подтекст всегда один – никто и ни в чем не может ограничивать великую державу – Соединенные Штаты, которые могут поступать так, как им заблагорассудится.
Продлит ли ООН действие эмбарго на поставки оружия в Иран - отвечает востоковед>>
И то, что в июне нынешнего года США вдруг сняли свое требование о присоединении к переговорам о судьбе Договора о СНВ Китая, стало настоящей сенсацией. Видимо, в Белом доме поняли, что отказ от этого соглашения может реально повлиять на переизбрание Дональда Трампа на новый президентский срок.
Мир и коллеги Трампа в странах НАТО не заинтересованы в ликвидации этого соглашения - никто из них не хочет, чтобы и для России не было никаких ограничений после прекращения действий СНВ в развертывании новых видов ядерных вооружений. Поэтому в Вашингтоне согласились на переговоры с Москвой о стратегической стабильности, от которых ранее отказывались. Первые из них, как известно, и прошли в Вене в конце июня.
Правда, Трамп не был бы Трампом, если бы к переговорам о СНВ, как к паровозу, не пристегнул бы в качестве вагонов еще и переговоры о милитаризации космоса. Этот вопрос крайне интересует Вашингтон, ему не мытьем, так катанием хочется добиться от Москвы согласия на размещение в космосе военных платформ, на что Россия никогда не соглашалась.
Кроме того, он добивается сокращения российского тактического ядерного вооружения, которое в США называют "нестратегическим". А еще он хочет получить для США право на транспарентность российских обычных вооружений и их верификацию, то есть официального объявления, где и что у нас находится и в каких количествах. По этим четырем проблемам в Вене даже были созданы четыре комиссии, которые должны обсудить эти вопросы и прийти к какому-либо соглашению.
Удастся ли спасти ядерную сделку с Ираном – мнение политолога>>
Получится ли снять все эти вопросы на нынешней встрече "серьезных делегаций" в австрийской столице? На мой взгляд, вряд ли. Почему?
Начнем с того, что все четыре темы, над которыми работали в период с июня по август в своих столицах созданные в Вене комиссии, теснейшим образом связаны между собой. Нельзя говорить о нестратегическом оружии, милитаризации космоса, о транспарентности и верификации, если не будет решена судьба СНВ-III. А именно, если этот договор не будет продлен.
Невозможно о чем-то договариваться, если нет уверенности, что партнер будет соблюдать условия соглашения. Какая, к примеру, может быть транспарентность, если США решили выйти из Договора по открытому небу. То есть другие страны должны быть открыты перед союзниками Соединенных Штатов по НАТО, а сама территория Америки закрыта для всех. Так дело не пойдет. И потому надежды на то, что комиссия по транспарентности и верификации на нынешних переговорах в Вене достигнет каких-то положительных результатов, крайне мало.
Нет надежд, что делегации достигнут прогресса и по проблеме милитаризации космоса. Россия всегда категорически отказывалась от поддержки такой идеи, Как, впрочем, и Китай. Москва и Пекин даже внесли в Организацию Объединенных Наций проект договора о запрете выведения оружия в космос. Соединенные Штаты наложили вето на его принятие.
Мы считаем, что оружие в космосе – это прямой путь к Третьей мировой войне, тем более, что в военной доктрине США заложена программа "быстрого глобального удара". Осуществить его можно именно через космос. И риск такого безумного решения отдельных горячих голов в Пентагоне и в Белом доме резко повысится, если на земной орбите у них будут находиться боевые платформы с ударным оружием.
Конечно, России уже сегодня есть, чем ответить на такой самоубийственный шаг американских безумцев, а через некоторое время этот потенциал будет ещё выше, но рисковать жизнью на планете во имя интересов американского ВПК и зарабатывающего на нем истеблишмента, все же не стоит. В Кремле на это никогда не согласятся.
Не согласятся в России и на одностороннее сокращение своего тактического ядерного вооружения. В условиях приближения, а практически нависания армейских соединений НАТО над нашими границами, это оружие, как, впрочем, и стратегическое и гиперзвуковое, служит для нашей страны системой сдерживания вероятного противника. К тому же, все тактическое ядерное оружие России находится на центральных складах, его в войсках сегодня нет.
А американские атомные бомбы свободного падения В61 находятся на чужой земле, в Европе – в Италии, Бельгии, Нидерландах, Германии и в Турции, всего около 150 бомб.
Китаю и России нельзя диктовать условия: эксперт о договоре по вооружениям>>
Летчики стран НАТО, даже тех государств, которые его не имеют, в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия, под которым стоит подпись президента США, обучены применению этих бомб со своих самолетов. Такие самолеты несут боевое дежурство на авиабазах в Литве, Латвии и Эстонии. Поэтому Москва ставит вопрос ребром: хотите договариваться о нестратегическом (тактическом) ядерном оружии, выведите свое подобное оружие на собственную территорию. Сделаете это, поговорим.
Выходит, что нынешние переговоры в Вене бесполезны? Нет, конечно. Есть шанс договориться о судьбе Договора о СНВ. Претензии Вашингтона о включении в него российских гиперзвуковых комплексов "Авангард", "Кинжал", "Циркон", ракеты "Буревестник" и подводного аппарата "Посейдон" можно обсуждать и даже прийти к взаимоприемлемым решениям.
К примеру, "Кинжал" и "Циркон" никакого отношения в СНВ не имеют. О них говорить вообще бессмысленно. Дальность этих ракет не превышает двух с половиной тысяч километров, а стратегическими считаются те ракеты, которые летают на расстояние свыше 5,5 тысяч километров. Так что они выпадают из переговоров по самой своей сути.
Гиперзвуковой комплекс "Авангард" представляет собой планирующую ядерную боеголовку, обладающую скоростью в 27 МАХов. А в договоре СНВ нет никаких указаний, какими должны быть боеголовки на стратегических ракетах. Планирующими, маневрирующими, кинетическими и прочими. Только термин "ЯББ" - ядерный боевой блок. "Авангард" абсолютно отвечает этому термину.
США угрожают санкциями торговым партнерам России>>
Более того, при постановке на боевое дежурство в поселке Ясный Оренбургской области в прошлом году ракеты УР-100Н УТТХ с этой боеголовкой, делегация Пентагона, которую наши военные пригласили на это мероприятие согласно требованиям Договора о СНВ, могла в этом убедиться. Любые претензии по этому поводу можно снять, если через пять лет после окончания этого соглашения начать новые переговоры о сокращении и ограничении стратегических вооружений.
Пока можно и нужно пользоваться возможностями транспарентности и верификации, которые предоставляет нынешний договор. Закончится он - никаких шансов у США проконтролировать развитие российских РВСН не будет. А у нас есть, чем удивить, так называемых, "стратегических партнеров".
"Буревестник" и "Посейдон" мы пока им показать не можем. Их ещё нет в войсках. Да и испытания пока тоже идут в лабораторных условиях. Захотите о них узнать больше, чем об этом пишут в СМИ, ставьте подпись под продлением СНВ. Нет, значит, нет.
И в нынешних переговорах в Вене есть только одна надежда. Что США все-таки согласятся на продление СНВ. Есть же, в конце концов, у руководства этой страны хотя бы толика здравого смысла?!