До и после фильмов Юнгвальда-Хилькевича я просмотрел множество экранизаций "Трех мушкетеров", но нигде граф де Ла Фер не был так убедителен, как у Вениамина Смехова. Актер сыграл Атоса так, как его и создал Дюма-отец.
Антонио Бандерас: испанская звезда мирового масштаба >>
Не будем вдаваться в причины или брюзжать в адрес нынешних поколений молодых людей, но факт остается фактом: молодежь в большинстве не испытывает интереса к книгам. Многие социальные опросы выявляют поразительную неосведомленность (мягко говоря) современной молодежи в классической (и не только) как азербайджанской, так и мировой литературе.
Но даже в наше время редко находится индивидуум, который совершенно не слышал о приключениях трех мушкетеров. Он может не знать о том, что этот роман написал Александр Дюма-отец, но уж о мушкетерах знает точно. И это все благодаря многократным экранизациям этого произведения. Ну что же, большое спасибо кино и телевидению, что хотя бы таким образом многие молодые люди приобщаются к классике мировой литературы.
В 1969 году, когда я впервые встретился с этим произведением Дюма-отца, все было совершенно иначе. Это известный факт, что живущие в СССР признавались самыми литературно подкованными во всем мире. Читали тогда везде. Как сейчас можно видеть повсюду молодых, да и зрелых уже людей, уткнувшихся в свои мобильные телефоны, так и во второй половине двадцатого века можно было наблюдать подобное зрелище - с той лишь разницей, что вместо гаджетов люди держали в руках книги, журналы, газеты. С детства нам прививали любовь к книгам. Учителя в школе, родители дома рассказывали о тех книгах, которые мы не читали, и детвора понимала, что обязательно должна познакомиться с тем или иным литературным произведением.
Я сейчас не буду рассказывать, о том, как грамотно нас знакомили с шедеврами мировой литературы, но уверяю вас, что уже к 11-12 годам наиболее начитанные ребята были уже готовы к произведениям Дюма-отца. Не был исключением и я, который запоем прочитал его великое творение "Три мушкетера", а спустя еще некоторое время сумел раздобыть (в те времена даже в библиотеках было трудно достать произведения Дюма) и в максимально короткий срок прочитать (на очереди были одноклассники) продолжения - "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя". У многих мальчишек того времени были любимые литературные герои, которым они стремились подражать. Были они и у меня. Одним из этих образцов истинно мужского поведения для меня лично был граф де Ла Фер, знаменитый Атос.
В 60-70 годы, после прочтения саги о французских мушкетерах, мне довелось посмотреть несколько экранизаций этого легендарного произведения. Две французские версии и одну советскую телеэкранизацию "Двадцать лет спустя". Первые две, где были заняты прекрасные актеры и действие развивалось динамично, оказали на меня должное впечатление как приключенческие фильмы. Однако они не могли убедить меня в трактовке образов мушкетеров, и особенно Атоса. В советском телевизионном спектакле "Двадцать лет спустя" его играл кумир советских кинозрителей Олег Стриженов. Не только он, но и другие актеры, играющие мушкетеров, меня тогда не очень вдохновили - в том числе и Вениамин Смехов, который в этой телепостановке был Арамисом. Но он же сыграет через семь лет графа де Ла Фер в шедевре режиссера Юнгвальда-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетера" и станет, на мой взгляд, лучшим Атосом в нескончаемой череде экранизаций произведения Дюма-отца.
Борис Новиков – "Король эпизодов" >>
Сегодня одному из любимейших актеров многих поколений почитателей театра и кино, Вениамину Смехову исполняется 80 лет.
Еще до знаменитой экранизации истории про мушкетеров Смехов успел сняться в главной роли в телефильме Литовской киностудии "Смок и Малыш", снятом по мотивам произведения Джека Лондона. Актер виртуозно сыграл Смока и этим внес очень большой вклад в общий успех картины. Но еще ранее он был известен широкой публике как один из ведущих актеров элитного столичного театра на Таганке.
А ведь коренной москвич, родившийся в 1940 году в интеллигентной семье, в детские годы и не помышлял о карьере актера. В раннем детстве Вениамин мечтал стать шофером, а при вступлении в пору отрочества в нем проявилась тяга к музыке и к литературе. Он писал неплохие стихи, и родители мечтали, что он поступит в Литературный институт, или в крайнем случае на факультет журналистики. Но Вениамин решил по-своему.
Формула жизни Константина Райкина: "Везет тому, кто заслуживает" >>
В то время в Москве наблюдался громадный интерес к театру и юный Смехов, вспомнив свои удачи в драматическом кружке Дворца пионеров, подал документы в известное театральное училище имени Щукина. Окончил он его блестяще. Но что любопытно: учился он на курсе у Владимира Этуша, который хотел отчислить Смехова - из-за его стеснительности, которая мешала полноценно выполнять требования педагога. Но спустя некоторое время Смехов справился со своими комплексами и вот уже Этуш души не чаял в своем талантливом ученике.
По окончании училища Вениамин Смехов некоторое время проработал в Куйбышевском театре драмы имени Горького, однако скоро вернулся в Москву и начал работать в столичном Театре на Таганке. Тогда еще театром не руководил Юрий Любимов, но после прихода мэтра Смехов стал одним из самых востребованных актеров театра. Он часто на сцене был партнером легендарного Владимира Высоцкого, а Любимов давал высокую оценку таланту и профессионализму Вениамина Смехова.
Смехов принимал участие в таком нашумевшем на весь Союз спектакле, как "Добрый человек из Сезуана", играл Маяковского в "Послушайте!", литератора в "Разъезде", Кшиштофа Максимовича в спектакле "Час пик". В великой любимовской постановке "Гамлета", где Высоцкий играл главную роль, Смехов играл Клавдия. А в легендарной постановке "Мастера и Маргариты" Булгакова Вениамин Смехов изумительно сыграл Воланда, став одним из любимцев искушенной театральной публики. Актер был предан своему учителю Юрию Любимову и когда последний оказался в вынужденной эмиграции, Смехов отказался работать с другим великим режиссером Анатолием Эфросом и перешел в "Современник", где также создал ряд незабываемых образов.
Владимир Коренев: неповторимый и незабываемый Ихтиандр >>
Но все же широкой славы Вениамин Смехов добился, работая в кино. Первой его работой была роль барона Краузе в шедевре режиссера Карелова "Служили два товарища". В этой картине были заняты великие актеры, а непосредственным партнером Смехова по фильму был Высоцкий. Потом был Смок Беллью, и наконец Атос.
Смехов сумел передать всю глубину характера своего героя. Его Атос - преданный и верный друг, который понимает своих друзей и всегда готов прийти им на помощь. Вместе с изысканным аристократизмом Смехов показал мужские качества Атоса, который, несмотря на душевную рану, не думает только о себе, но в первую очередь о своих друзьях. Одним словом, Смехов сыграл Атоса таким, каким его создал Дюма-отец. До и после фильмов Юнгвальда-Хилькевича я просмотрел множество экранизаций про мушкетеров, но нигде Атос не был так убедителен, как у Вениамина Смехова. Исключительная работа этого актера!
Смехов создал в кинематографе и другие образы, как например в фильмах : "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Ловушка для одинокого мужчины", а в одной из экранизаций "Мастера и Маргариты" сыграл доктора Стравинского. Сейчас он крайне редко снимается, и из последних работ можно вспомнить его участие в сериале "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…", где он снимался вместе со своей дочерью Аликой, и в саге "Капитанские дети".
Вениамин Смехов - талантливый режиссер и много работает, как в России, так и за рубежом. Он поставил около двух десятков телеспектаклей, которые были положительно отмечены и зрителями, и критикой. Смехов ставил драматические и оперные спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Австралии. Он написал такие запоминающиеся книги, как "Таганка: записки заключенного", "Театр моей памяти", "Когда я был Атосом…" (о съемках "Мушкетеров"), "Служенье муз не терпит суеты", "Мастер и Маргарита" в стране чудес" и другие.
Гойко Митич – сербская звезда "истернов" киностудии DEFA >>
В день юбилея выдающего артиста мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям, и желаем любимому актеру, создавшему на сцене лучшего Воланда, а в кино неповторимый образ Атоса, Вениамину Смехову, долгой и активной жизни.