06:23 13 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
События и даты
Получить короткую ссылку
363570

Колоритный исполнитель ролей индейцев в фильмах, которые были популярны по всему миру, любимец советских поклонников кинематографа празднует свое восьмидесятилетие.

Жанр вестерна в кино становится популярным в середине прошлого столетия. После триумфального шествия в начале шестидесятых годов по экранам СССР шедевра режиссера Джона Стёрджеса "Великолепная семерка", вестерн стал одним из самых любимых жанров советского зрителя.

"Великолепная семерка" была в числе лидеров кассового проката в СССР, а блистательные Юл Бринер, Чарльз Бронсон и другие великолепные голливудские актеры вызывали бурю восторженных эмоций и стали надолго любимцами поклонников кинематографа.

Вестерны голливудского производства пользовались огромным успехом как в США, так и в других странах мира. Воодушевленные таким интересом зрителей кинематографисты различных стран также начинают пробовать себя в этом жанре. Итальянские режиссеры настолько преуспевают в этом, что их фильмы даже становятся более популярными, чем американские, и получают название "спагетти-вестернов". Серджо Леоне, самый видный режиссер этого жанра, один за другим создает шедевры, в которых сделал себе имя нынешний старейшина мирового кинематографа Клинт Иствуд.

Клинт Иствуд
© AFP 2020 / VALERIE MACON
Клинт Иствуд

Немцы всегда отличались своей расчетливостью и видя, какой ошеломительной популярностью пользуются вестерны, а самое главное - какие умопомрачительные кассовые сборы дают эти картины, решили попробовать свои силы в этом жанре. В то время Германия была разделена на ФРГ и ГДР, и первыми к вестерну обратились западные немцы. Они в начале шестидесятых сняли в содружестве с французскими и югославскими кинематографистами несколько фильмов про приключения индейца Виннету и его белого друга Верной Руки. Виннету в этих фильмах играл французский актер Пьер Брис. Фильмы эти также пользовались любовью зрителей во всем мире.

© AP Photo / CHRISTOF STACHE
Актер Гойко Митич (справа)

Коммунистическое руководство ГДР довольно ревниво относилось ко всем успехам Западной Германии. И перед восточногерманской кинематографией была поставлена задача создать свою собственную вестерн-продукцию. Самая популярная киностудия ГДР - Deutsche Film AG (DEFA) - блестяще справилась с задачей. Кинематографисты ФРГ брали за основу произведения немецкого писателя Карла Мая, восточные немцы обратились к творчеству немецкой писательницы Лизелотты Вельскопф-Генрих.

Серия её приключенческих романов стала основой для сценариев будущих фильмов DEFA. В американских вестернах в основном белые воевали против злодеев-индейцев, а немецкие киношники, опираясь на коммунистическую идеологию, решили сделать главным героем представителя угнетенных индейцев. Но кинематографисты никак не могли найти достойного исполнителя главной роли.

Просматривая в очередной раз фильмы своих конкурентов из Западной Германии, они обратили внимание на особенную стать и несомненную харизму одного из актеров, который снимался в эпизодах фильмах про Виннету. И после того, как они пригласили этого молодого серба и попробовали его в деле, сомнений не осталось. Вот он - герой будущей картины "Сыновья Большой Медведицы", индеец Токей Ито.

© AP Photo / BERND KAMMERER
Актер Гойко Митич

Это был Гойко Митич – будущая сербская звезда "истернов" (как метко нарекли вестерн-продукцию ГДР), которому сегодня исполняется 80 лет.

Поклонники кинематографа моего поколения прекрасно помнят, кем для нас являлся Гойко Митич. С первого его фильма "Сыновья Большой Медведицы", который пользовался в СССР неслыханным успехом, Митич стал в наших глазах героем-индейцем, который борется с пришельцами, нагло вторгшимся на земли его народа и бесцеремонно разрушающими вековой уклад индейцев. Именно благодаря Гойко Митичу у нас сложился образ индейца как отважного, умелого воина и благородного и верного дружбе человека.

© Sputnik / Vasiliy Batanov
Сербский актёр, режиссёр Гойко Митич на открытии XXVI Международного Кинофорума "Золотой Витязь" в Севастополе

Фильмы, созданные на киностудии DEFA, в отличие от голливудской продукции рассказывали, опираясь на историческую правду, как индейцев, тысячелетиями живших на своих землях, уничтожали, сгоняли в резервации белые завоеватели. И хотя силы были неравными, индейцы поднимались на борьбу за свободу, за свои права. Борьбу возглавляли вожди, в "истернах" их звали по-разному, но всегда исполнителем главной роли был Гойко Митич. Не знаю, смотрели ли "истерны" представители молодого поколения, но со своей стороны отмечу, что более колоритного исполнения индейца, чем образы, созданные Митичем, я не могу вспомнить. А я видел вестернов различного производства достаточно. Хотя… Может быть, только Хачита из "Золота Маккены" в исполнении Тэдда Кэссиди. Но он играл отрицательного персонажа, а в таком случае, как известно, у актера бывает больше возможностей проявить себя.

© AP Photo / MORRIS MAC MATZEN
Актер Гойко Митич

Митич, по убеждению DEFA, должен был играть только хороших индейцев. И молодой серб прекрасно справлялся со своей задачей. Ему помогали в этом физическая подготовка, так как с самых юных лет он отличался спортивностью. Но кроме физических данных, актер сумел уловить то, что, на мой взгляд, не могли сделать другие актеры, играя индейцев. Особенная стать, неторопливая уверенность в движениях, а когда надо - молниеносная быстрота в нападении и в защите, немыслимые трюки, которые Гойко выполнял сам, конечно же, отличали этого актера.

Вдобавок он умел показывать - и в основном только глазами и скупыми жестами - всю гамму чувств, которые обуревали того или иного его персонажа. Митич, как никто из других исполнителей аналогичных ролей, мог показать одним жестом нежность, любовь, верность. А его знаменитый взгляд, который он бросал на своих друзей, когда они его, о чем-то просили? Не переигрывая, не опускаясь до слащавости, актер только смотрел на своего друга, и мы понимали, что взгляд этот означает - "Ты мог мне этого не говорить, ведь мы друзья".

Ума Турман: муза несравненного Квентина Тарантино >>

После того, как "истерны" исчерпали себя, Гойко все равно остался в актерской профессии. Он пробовал себя на сцене, снимался в фильмах различных киностудий, однако, это было уже не то. Появлялся недавно поседевший, но такой же статный Митич на одном из каналов российского телевидения. В 2019 году он снялся в роли честного сербского полицейского в проекте Гоши Куценко "Балканский рубеж". Сыграл очень даже неплохо, учитывая, что ему уже было 79 лет.

© Sputnik / Vladimir Trefilov
Сербский актёр Гойко Митич во время пресс-конференции, посвященной выходу фильма "Балканский рубеж" режиссера Андрея Волгина, в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" в Москве

Тем не менее, безусловно, сербского актера нельзя назвать великим представителем актерского цеха. Да и разговор не об этом. Не буду перечислять все "истерны" киностудии DEFA, в которых Митич играл главную роль. После 1966 года в ГДР каждый год выпускались фильмы с Гойко, а порой и два за год. Он переиграл всех вождей - Чингачгука, Оцеолу, Зоркого Сокола и многих других.

Аль Пачино: путь мастера от Майкла Корлеоне до Короля Лира >>

Играя схожие по типажу роли, было крайне трудно находить что-то в них новое и не следовать найденным и опробованным трафаретам. Он так и делал, но все равно был очень убедителен! И пусть после "истернов" он не смог создать ничего выдающегося, но Митич и без того вписался в мировую летопись кино. Не знаю, уважаемые читатели, может, вы видели еще у кого-то такое виртуозное исполнение ролей индейцев, но для меня (думаю с этим согласятся многие) в кино индеец "номер один" это Гойко Митич.

Теги:
Сербия, юбилей, актер

Главные темы

Орбита Sputnik