БАКУ, 2 июл — Sputnik, Александра Зуева. Серьезных проблем из-за спада в китайской экономике у Азербайджана не будет, заявил Sputnik Азербайджан политолог Тофик Аббасов, рассуждая о том, как ситуация в экономике Китая может сказаться на странах СНГ.
Свое мнение Аббасов объясняет тем, что Азербайджан никогда не делает стратегических фундаментальных ставок на то или иное направление. По его словам, страна достаточно успешно выстраивает свои отношения с Китаем и заинтересована в их развитии и кооперации совместных производств.
"Но при этом Пекин заинтересован в нас больше, чем мы в нем, так как на пути инициативы "Один пояс – один путь" именно Азербайджан занимает важную коммуникативную позицию", - отмечает собеседник Sputnik Азербайджан.
Китаист Николай Вавилов, в свою очередь, настроен не столь оптимистично. По его мнению, происходящее в китайской экономике как раз таки сказалось на Азербайджане. В частности, пандемия поставила серьезный блок на пути интеграции АР и, в частности, экспорта азербайджанской продукции в китайское пространство, который только за минувший год вырос в шесть с половиной раз.
Эксперт напомнил, что товарооборот между Китаем и Азербайджаном в последние годы рос космическими темпами: только за 2019 год он увеличился на 70%, превысив два миллиарда долларов. Таким образом, КНР стала четвертым торговым партнером АР.
"Если бы не пандемия, Китай в течение трех лет стал бы первым партнером Азербайджана. Сотрудничество двух стран могло бы быть реализовано в том числе и на рынке нефти, а не только на рынке сельскохозяйственной и другой продукции", - считает Вавилов.
Кроме этого, китаист полагает, что сегодня существует высокая вероятность замораживания проекта "Один пояс – один путь". А это приведет к заморозке ряда других проектов как в Центральной Азии и Беларуси, так и в Азербайджане. В частности, речь идет о крупных инфраструктурных проектах в ряде стран, включая Азербайджан, и в том числе касающихся строительства на Каспии.
Аббасов же, в отличие от Вавилова, не видит в этом большой проблемы. Политолог признает, что азербайджанская сторона благодаря проекту "Один пояс – один путь" получила возможности для транзитной перевалки грузов из Китая в европейском направлении, но при этом подчеркивает - больших ожиданий у Азербайджана на этот счет не было.
"Нам выгодно получать часть грузопотока для того, чтобы загрузить железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Но мы никогда не считали, что Китай будет вливать огромные инвестиции в нашу экономику. Да и никогда не просили об этом", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан, добавив, что у страны есть и другие проекты, которые она активно развивает.
Впрочем, Вавилов тоже не спешит "хоронить" отношения Китая со странами СНГ. Он уверен, что у политического руководства КНР есть воля к дальнейшей интеграции с Евразией, и китайская сторона будет минимизировать возникающие риски. Тем более, если говорить о грузовых перевозках по сухопутным маршрутам Китай-Европа, то тут все совсем неплохо, отмечает эксперт. На разных участках, по его словам, перевозки достигли роста от 30% до 70%.
"Это свидетельствует о том, что транспортные проекты, в том числе и на пространстве СНГ, будут развиваться с еще большей скоростью, чем прежде", - считает он.
Несмотря на свой прогноз по заморозке, Вавилов допускает, что уже в следующем году, по мере укрепления линии на создание единого экономического пространства "Один пояс – один путь", можно будет увидеть развитие тех проектов, что до пандемии были только в задумке.
Их реализации на постсоветском пространстве прежде мешали некоторые действия Запада, но сейчас там, как и в КНР, происходит рецессия. Запад уходит, и его место занимает Китай, отметил он.
Но после того как глобальный экономический и политический кризис будет преодолен, процесс интеграции, в частности, Азербайджана в евразийское пространство, где главным локомотивом будет Китай, возобновится с удвоенной силой. И роль Азербайджана как перевалочного транспортного коридора многократно возрастет, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.
Аббасов же в этом вопросе настроен менее оптимистично. Он уверен: китайская экономика переживает значительный спад не только из-за пандемии, но и потому, что торговая война с США вошла в решающую фазу. И полагает, что в настоящее время Пекин должен задуматься над тем, как перегруппировать силы, чтобы сгладить потери.