Старшему поколению любителей кинематографа известно, что многие шедевры зарубежного кино не могли получить прокат в СССР. Большевистские цензоры не пропускали на экраны Советского Союза множество великих иностранных картин, которые казались им пропагандой буржуазного образа жизни и содержали в себе (на их взгляд) много сцен насилия и эротики, тем самым ограничивая кинокругозор советских зрителей.
Такая участь постигла и великий фильм Френсиса Форда Копполы "Крестный отец". В то время, когда весь мир восторгался творением этого постановщика, блистательной игрой актеров и изумительной музыкой к этому фильму, в СССР любители кино были лишены такой возможности. Но несмотря на все препоны, мы были наслышаны об этой картине.
Я, например, узнал об этом фильме, со страниц очень популярного в советское время ежемесячного журнала "Иностранная литература". Многие советские публицисты и критики кино в то время пользовались довольно хитрым приемом. Они рассказывали о шедеврах зарубежного кинематографа, как бы критикуя буржуазную направленность этих фильмов, о сценах насилия и эротики в них, утверждая, как это все неприемлемо для социалистической действительности, и как по сравнению с этим "непотребным зарубежным кинопроизводством" выигрывают советские фильмы, повествующие о перевыполнении заводского плана или о перипетиях колхозного быта.
Вполне понятно, что читатели прекрасно понимали условия игры и жадно знакомились с такого рода аннотациями великих голливудских и прочих западных фильмов. После того как я узнал о творении Копполы, прошло еще несколько лет, и я смог увидеть этот фильм благодаря контрабандной видеокассете.
Впечатление было ошеломляющим. В дальнейшем я этот фильм и его сиквелы смотрел, наверное, сотни раз. Но вновь и вновь, стоит мне на две минуты задержаться у экрана телевизора, просматривая какой-то фрагмент из этой картины, я уже не могу оторваться и опять внимательно до самого конца начинаю следить за событиями в фильме, которые мне известны наизусть. На примере своих детей могу уверенно сказать, что последующие поколения зрителей с такой же любовью и трепетом относятся к "Крестному отцу". Такова гениальность этого фильма и его создателей.
Сегодня признанному мэтру Голливуда, одному из лучших актеров планеты, человеку, чья неслыханная популярность началась после исполнения им роли Майкла Корлеоне в "Крестном отце", исполняется 80 лет.
Аль Пачино - именно под таким именем его знает весь мир. Но при рождении будущего гения нарекли Альфредо Джеймс Пачино. Он рос в беднейшем квартале Нью-Йорка. Родители актера были итальянцами. Его отец с матерью довольно скоро развелись. Молодая женщина была вынуждена жить вместе со своими родителями, выходцами из сицилийского городка Корлеоне (согласитесь, в этом есть что-то мистическое). Дед оказал на юного Пачино большое влияние, и актер в своих интервью рассказывал, каким истинным мужчиной был дедушка. Несмотря на то, что Альфредо старались держать под жестким присмотром, он даже в таком районе, как Южный Бронкс, сумел прослыть задирой и бесшабашным малым.
Михаил Кононов: неисполненные амбиции звезды "Большой перемены" >>
Учился он из рук вон плохо, но очень сильно увлекался спортом и после того как подросток увидел на сцене чеховскую "Чайку", всерьез задумался об актерском будущем. Однако его вскоре за плохую успеваемость выгнали из обычной школы. Мать была недовольна, но строптивый Альфредо в ответ просто ушел из дома. Он брался за любую работу, чтобы обеспечить себе пропитание и учебу в актерской студии.
В отличие от обычной школы, Альфредо в учебе на актера был расторопен и целеустремлен. Но молодого человека впереди ждали потери. В 1962 году у него умирает мать, а через год и дедушка. В будущем Аль Пачино не раз сетовал на то, что ушедшим родным не довелось увидеть его актерский триумф.
Тем временем, Пачино продолжал постигать азы актерского искусства на курсе у Ли Страсберга, который учил своих студентов системе Станиславского.
Со второй половины шестидесятых Аль Пачино начал появляться на сцене различных театров, где достиг определенного успеха и стал более или менее узнаваем среди истеблишмента кинорежиссеров.
Первые его роли в кино были эпизодические, но уже в 1969 году Пачино сыграл роль в фильме "Я, Натали", где его заприметил известный продюсер Мартин Брегман, с которым в дальнейшем у актера завязались крепкие дружеские отношения. Именно Брегман пригласил его на такие знаковые фильмы, как "Серпико", "Лицо со шрамом", "Собачий полдень". Но это было потом, а до этого Аль Пачино снялся в роли наркомана в киноленте "Паника в Нидл-Парке".
Именно в этой роли в 1971 году его увидел Френсис Форд Коппола. Режиссер в то время искал актера на роль Майкла Корлеоне для своего будущего фильма. Аль Пачино как внешне, так и сицилийским темпераментом поразил гениального постановщика, который видел в роли Майкла только этого актера. А ведь на эту роль до него пробовались такие асы, как Де Ниро, Роберт Рэдфорд, Дастин Хофман. Руководство Paramount Pictures было категорически против Аль Пачино, но Копполе удалось отстоять его кандидатуру.
Итог был ошеломительным. Молодой актер, играя рядом с таким признанным мастером своего дела как Марлон Брандо, не только не оказался в тени своего гениального партнера, но порой сам умело солировал, привлекая все внимание зрителей. Сиквелы "Крестного отца" были достойны первой части. Аль Пачино и в продолжениях этого фильма был великолепен.
Но между тем, он не собирался оставаться в кинематографе, как "вечный Майкл Корлеоне". В перерывах между этими сиквелами Аль Пачино снялся во многих фильмах, которые наглядно показывали, что в мировой кинематограф ворвался и прочно утвердился гениальный мастер.
Такие фильмы, как "Пугало", "Серпико", "Собачий полдень", "Жизнь взаймы" сделали Аль Пачино одним из самых востребованных голливудских актеров. Но и он сделал очень многое, чтобы эти фильмы получили широкую известность и успех. Он много раз был номинирован на различные кинопремии. Многие из них он получал. Но вот "Оскара" до определенной поры ему завоевать не удавалось, хотя номинаций у него было очень много.
Например, когда его номинировали на "Оскар" за исполнение роли адвоката в картине "Правосудие для всех", Аль Пачино обошел другой великий актер - Дастин Хофман, который блестяще справился со своей ролью в фильме "Крамер против Крамера". Любопытно, что на эту роль первоначально был приглашен Аль Пачино, но он отказался. "Оскар" раз за разом ускользал от него.
Все мы помним изумительную работу Аль Пачино в фильме культового режиссера Брайана Де Пальмы "Лицо со шрамом", где он сыграл Тони Монтано. Как убедительно актер показал весь путь этого кубинского эмигранта - от мелкой криминальной сошки до короля кокаиновой империи. Партнершей актера был очаровательная Мишель Пфайфер. Аль Пачино был вновь великолепен, но вновь "Оскар" не дошел до него.
В формате одной публикации невозможно рассказать о всей фильмографии Аль Пачино. Вы знаете, наверное, у каждого человека свое мерило гениальности и величия актерского мастерства. По моему мнению, гениальным может считаться тот актер (да и, наверное, это можно отнести и к представителям других профессий), который делает свою работу стабильно великолепно, при этом время от времени выдает шедевры, до которых почти невозможно дотянуться. Таких среди ныне действующих актеров очень мало, и Аль Пачино в первых рядах этой гениальной когорты.
В конце восьмидесятых он снимается в "Дике Трейси" в роли отважного сыщика и вновь номинируется на "Оскар", но и на этот раз его получает другой выдающийся актер Джо Пеши за роль в фильме "Славные парни".
Аль Пачино продолжает активно сниматься, создавая один за другим незабываемые образы. Но его работа в картине "Аромат женщины" просто шедевральна. Аль Пачино незабываемо создал образ полковника Фрэнка Слейтера, полностью лишенного зрения и желавшего покончить жизнь самоубийством, но благодаря общению с молодым студентом отказался от своего намерения. Как актер передал всю жажду полноценной жизни этого человека вкупе с его намерением свести счеты с жизнью! Гениально! Других эпитетов у меня нет.
Наверное, такое же чувство испытали члены Американской киноакадемии, которые на этот раз безоговорочно отдали "Оскар" Аль Пачино за лучшую мужскую роль.
После этого триумфа были картины "Путь Карлито", "Схватка", где его партнером выступал другой гениальный актер Роберт Де Ниро. В "Донни Браско" Аль Пачино играет вместе с Джонни Дэппом, в "Адвокате дьявола" с Шерлиз Тэрон и Киану Ривзом, в триллере "Свой человек" с Расселом Кроу, в "Рекруте" с Колином Фаррелом, в "Джилье" с Дженифер Лопес и Беном Аффлеком. Прекрасно справляется с главной ролью в фильме "Вы не знаете Джека", получив за нее очередные премии "Эмми" и "Золотой глобус". Особо отмечу его блистательное исполнение роли Шейлока в экранизации Майкла Рэдфорда шекспировского "Венецианского купца".
Очень удачно солировал Аль Пачино среди целой россыпи блистательных актеров в фильме Стивена Содерберга "Тринадцать друзей Оушена".
Из работ Аль Пачино за последний период отмечу такие фильмы, как "Второй шанс" и "Манглхорн". Конечно же, нельзя не отметить тот блистательный "автограф", который оставил Аль Пачино, играя роль второго плана в картине "Однажды в Голливуде" несравненного Квентина Тарантино. И, наконец, блистательная его работа в последнем фильме Мартина Скорсезе "Ирландец", где он играет в партнерстве с Робертом Де Ниро и Джо Пеши.
О своей личной жизни актер говорить не любит. Да, он пользовался неутихающим вниманием прекрасного пола, но тем не менее ни разу не был женат. Из многих его романов с известными актрисами точно известно только о его отношениях с Дайан Китон (она играла жену Майкла Корлеоне), которые начались во время съемок "Крестного отца", но лет через пять угасли. У актера трое детей, которых ему подарили вне брака две женщины, далекие от актерской популярности. Но он нежно любит своих детей и всегда отмечал, что они главное, что у него есть.
"Секретные материалы": Дэвид Духовны оказался родственником народной артистки Азербайджана >>
Актер продолжает работать и, что очень интересно, в 2019 году началась работа над экранизацией "Короля Лира", где он будет играть главную роль, а постановщиком будет вновь, как и в "Венецианском купце", Майкл Рэдфорд. Да, работа над картиной началась в прошлом году, но в связи с пандемией, неизвестно, когда она закончится.
Однако, поклонники творчества Аль Пачино убеждены, что гениальный мастер сумеет в очередной раз покорить своих почитателей и на этот раз - блистательным воплощением на экране трагического персонажа бессмертного произведения Шекспира.