Сегодня одному из самых величайших тренеров по фигурному катанию всех времен и народов - Станиславу Алексеевичу Жуку исполнилось бы 85 лет.
То, что он сделал для советского фигурного катания, можно, наверное, сравнить лишь с тем, что сделал Анатолий Тарасов для советского хоккея с шайбой. Причем, оба они внесли огромный вклад в развитие своих видов спорта не только в СССР, но и во всем мире.
Жук, как и Тарасов, был максималистом, требовательным, а порой и жестоким с подопечными, а с начальством - несговорчивым и неудобным.
Станислав Жук сам был высококлассным фигуристом. Он, в паре со своей женой Ниной Жук, являлся неоднократным чемпионом СССР. Расставшись с тренером, сам занялся собственной подготовкой, тренировал супругу, и, по свидетельству очевидцев, делал это с большой требовательностью.
На международных соревнованиях Жук был первым, кто сделал поддержку партнерши одной рукой, но это было расценено как нарушение правил.
В 1958 году на европейском чемпионате Жук с женой были великолепны. Это было феноменальное катание, тем более в конце 50-х годов прошлого столетия. Однако, судьи, решив, что фигуристы неоправданно рисковали и тем самым нарушали правила, вывели их только на второе место.
После этого чемпионата прошло совсем немного времени и все элементы, которые показали Станислав и Нина Жук, начали вводить в свои программы ведущие пары мира. Жук, как фигурист, опережал свое время, что продолжил делать также в качестве тренера.
Наставником он стал очень рано - в 26 лет. В начале шестидесятых Жук, видя отношение судей (на Олимпиаде 1960 года они опустили блистательную пару на шестое место), решил завершить карьеру фигуриста и стать тренером. И уже через пять лет за выдающиеся заслуги Жуку, которому только перевалило за тридцать, было присуждено почетное звание "Заслуженный тренер СССР".
Помню пару Татьяна Жук (младшая сестра тренера)-Александр Горелик, при формировании которой Жук в очередной раз не стал придерживаться установленных правил. Горелик был намного выше ростом своей партнерши, однако удачные выступления пары доказали, что тренер был прав. Позже многие в мире использовали это правило, но первым был Станислав Жук.
Жук был тренером блистательной молодой пары Ирина Роднина-Алексей Уланов. Успеха ребята смогли добиться благодаря нещадным тренировкам. Выдающийся тренер Татьяна Тарасова, которая сама была исключительно требовательна к своим воспитанникам, отмечала, что Жук был одержим в своей работе и требовал от учеников того же.
Роднина и Уланов под его руководством стали чемпионами мира, Европы и олимпийскими чемпионами Саппоро 1972 года, отодвинув с позиции лидеров сборной СССР и всего мирового парного катания Людмилу Белоусову и Олега Протопопова.
Именно Жук ввел в парное катание новый, так называемый "атлетический" стиль. После того как Уланов, женившись на Смирновой, решил продолжить карьеру в паре с женой, Станислав Алексеевич сделал все возможное, чтобы Роднина не пала духом и продолжила кататься. Он пригласил в пару с Родниной никому не известного перворазрядника Александра Зайцева и в неимоверно кратчайший срок подготовил новую пару до такого уровня, что они с блеском выигрывали один турнир за другим. Даже после того, как во время очередной ссоры с тренером Ирина Роднина поменяла наставника, она всегда была благодарна Жуку.
Во время празднования своего семидесятилетия трехкратная олимпийская чемпионка публично подчеркнула, что ее единственным и настоящим тренером был Станислав Алексеевич Жук. Легендарная спортсменка соглашалась с тем, что метод тренировок и отношений с учениками у Жука был очень жесткий, а порой и жестокий, но в то же время указывала на то, что это было оправданно.
Советские фигуристы доминировали в спортивных парах на льду, начинали усилиями великого тренера Елены Анатольевны Чайковской первенствовать и в танцах на льду, но в одиночном катании заметно отставали. Так вот, в мужском одиночном катании Жук вместе со своим учеником Сергеем Четверухиным изменил ситуацию и вывел своего воспитанника в лидирующие позиции в этом виде.
Авторитет Жука как тренера был настолько высок, что когда любители фигурного катания узнали, что в одиночном катании появилась юная Елена Водорезова и ее наставником стал Станислав Алексеевич, они были уверены, что и в этом виде советская школа фигурного катания добьется значительных успехов. Так и оказалось. Водорезова первой из советских одиночниц сумела пробиться на пьедестал почета, ну а потом ее пример подтянул и других фигуристок.
Ныне, когда в австрийском Граце проходит чемпионат Европы 2020 года по фигурному катанию, специалисты считают, что весь пьедестал займут фигуристки из России. И тропу к этому величию проложил Жук.
За время своей работы в фигурном катании Жук добился выдающихся результатов. Кроме вышеназванных, великий тренер воспитал таких легендарных спортсменов, как Марина Черкасова и Сергей Шахрай, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Марина Пестова и Станислав Леонович, Анна Кондрашова, Александр Фадеев, Вероника Першина и Марат Акбаров. Его ученики завоевали для своей страны на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы 67 золотых, 34 серебряные и 35 бронзовых медалей.
Характер у Жука был довольно трудный, с ним тяжело было найти компромисс, и он частенько не ограничивал себя в выражениях. За время своей деятельности великий тренер нажил себе достаточно врагов, которые ждали удобного момента, чтобы убрать несговорчивого Жука.
В 80-х годах прошлого столетия начали ходить слухи, что знаменитый тренер стал выпивать. Не знаю, было ли это правдой, но врагам Жука удалось состряпать против тренера письмо в ЦК партии, и, что было больнее всего для Станислава Алексеевича, его подписали некоторые из его учениц. В письме говорилось не только о пьянстве, но и об аморальном поведении Жука. Просили подписать эту кляузу и Водорезову, но она категорически отказалась и более того, написала свое письмо в защиту Станислава Алексеевича.
Никаких доказательств вины Жука не было, но как это частенько бывало в СССР, никто не стал особенно разбираться, и он был отстранен от фигурного катания.
Великий тренер, так много сделавший для фигурного катания, в 52 года стал ненужным. Его пригласили работать в Японию. Он поехал, но через короткое время вернулся обратно. Станислав Алексеевич считал себя не вправе воспитывать за рубежом конкурентов советским спортсменам, а работать спустя рукава он просто не умел.
В лихие 90-е годы Жук жил на пенсию, но не забывал о своем виде спорта и разрабатывал систему элементов фигурного катания, благодаря чему можно было быстро составлять программы выступлений на высшем уровне. В конце 90-х на его систему обратили внимание и начали внедрять, чем привели в радость Жука, который верил, что опять будет в авангарде, теперь уже российского фигурного катания.
Американская фигуристка дебютировала за Азербайджан на Гран-при в США - видео >>
Однако, судьба распорядилась иначе. Он никогда не жаловался на здоровье, и в тот злополучный день - 1 ноября 1998 года собирался на встречу с читателями одной из центральных газет. Сердечный удар сразил Станислава Жука, когда он спускался по лестнице станции метро "Аэропорт". Прохожие пытались помочь, но безрезультатно, а "скорая" приехала только через 40 минут, когда уже было поздно. Станиславу Жуку шел всего 64-й год жизни.