В огромном Советском Союзе очень внимательно относились к физкультуре и спорту. Везде функционировали спортивные общества, где каждый желающий совершенно бесплатно мог обучаться премудростям того или иного вида спорта.
Помню, как в шестидесятые годы бакинские мальчишки, в том числе и я, мечтали стать хоккеистами, но, к сожалению, в нашем солнечном городе не могло быть открытого катка, ну а держать под крышей такое дорогое сооружение не соответствовало финансовым интересам. Но в остальном, где не вносил свои коррективы безжалостный климат, спортивные общества с радостью принимали детвору в свои ряды.
Бесспорно, широко развивался и большой спорт. А как иначе? Надо было представлять страну за рубежом, да и внутренние Спартакиады также подстегивали спортсменов из всех республик.
Конечно же, самыми популярными видами спорта в СССР были хоккей и футбол. Их лидерство было неоспоримым, но в 60-70-е годы на третьем месте шли не силовые виды спорта, не волейбол, гандбол и прочие командные состязания, а… фигурное катание.
Да, уважаемые читатели, этот красивейший вид спорта завоевал симпатии жителей страны, и в то время, когда показывали чемпионаты мира и Европы, все спешили домой поболеть за наших фигуристов. А их уровень был столь высоким, что и чемпионаты СССР проходили при аншлагах. Безусловно, интерес этот появился не на пустом месте.
В первой половине шестидесятых такого повального увлечения не было, но после победы в парном катании на Олимпиаде в Инсбруке великих советских фигуристов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова интерес к этому виду спорта начал идти по нарастающей. Советские спортсмены делали большие успехи в парном катании. Белоусова и Протопопов взяли еще и олимпийское золото Гренобля в 1968 году, а потом передали победную эстафету Ирине Родниной и Алексею Уланову.
В остальных видах фигурного катания наши достижения были не такими блестящими. В одиночном мужском катании Сергей Четверухин был первым, кто начал бороться на равных с сильнейшими одиночниками планеты. В женском одиночном катании, где в нынешние времена полностью доминируют российские фигуристки, в середине двадцатого века, когда нашим одиночницам Елене Щегловой и Галине Гржибовской удавалось войти в десятку сильнейших на первенстве европейского континента, это расценивалось, как достижение.
В танцах на льду (олимпийским видом спорта танцы стали только в 1976 году) полностью доминировали представители Великобритании, которые частенько занимали все три ступени пьедестала почета. Но во второй половине шестидесятых ситуация начала меняться и советские танцевальные пары вплотную приблизились к англичанам.
Огромная заслуга в этом принадлежит великому тренеру и очаровательной женщине Елене Анатольевне Чайковской, которой сегодня исполняется 80 лет.
Родившись в 1939 году в семье актеров театра Моссовета, Чайковская могла пойти по стопам родителей (она снималась в детских ролях в ряде советских фильмов), но в подростковом возрасте врачи обнаружили у нее неполадки в легких. Родителям было указано, что ребенок должен проводить много времени на свежем воздухе. Так и началась жизнь Елены Анатольевны в фигурном катании.
Она даже становилась чемпионкой СССР в одиночном катании 1957 года, но вскоре решила закончить карьеру и после школы поступила в ГИТИС на балетмейстерский факультет. Но бросить совсем фигурное катание Чайковская не смогла и по окончании ГИТИСа в 1964 году стала тренером и, вероятно, была первым балетмейстером на льду. Кстати, она совсем молодой успела тренировать в будущем свою заслуженную коллегу Татьяну Тарасову, когда та каталась в паре с Проскуриным.
Но Елена Анатольевна становится широко известной, когда начинает тренировать Людмилу Пахомову и Александра Горшкова. Этот дуэт за короткий срок заметно прогрессировал, и бесспорное лидерство британцев уже начало ставиться под сомнение. В марте 1969 года на мировом чемпионате в Колорадо-Спрингс мы болели за Пахомову и Горшкова, которые месяцем ранее наконец нарушили полное господство англичан на чемпионате Европы в Гармиш-Пантенкирхене и завоевали бронзу.
Я прекрасно помню перипетии этого чемпионата и должен со всей ответственностью сказать, что наша пара выступала блестяще, но судьи все же дали первое место англичанам, знаменитым Диане Таулер и Бернарду Форду. Это серебро было единственным, ибо начиная с 1970 года Пахомова и Горшков были бессменными чемпионами мира.
Более того, наши прославленные фигуристы, ведомые Еленой Анатольевной Чайковской, сделали бесконечно много для признания это вида фигурного катания и именно благодаря их неслыханной популярности среди любителей спорта МОК принял решение сделать танцы на льду олимпийским видом. Высшая справедливость была в том, что именно Пахомова и Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду в Инсбруке-1976.
Сразу же после этого первые олимпийские чемпионы в танцах на льду, неоднократные чемпионы мира и Европы приняли решение закончить свою карьеру. Елена Анатольевна поддержала их решение. Танго "Кумпарсита", которое некогда им поставила Чайковская, стало прощальным танцем гениальных фигуристов.
Но великий тренер уже успела воспитать новых доминантов в танцах на льду. Это были Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, которые под ее руководством вначале добиваются успеха на чемпионатах мира и вновь завоевывают для страны олимпийское золото в танцах на льду на Олимпиаде 1980 года в Лейк-Плесиде.
Елена Анатольевна тренирует и других спортсменов и с ними также добивается заметных успехов. Она становится наставницей одиночников-мужчин – двукратного чемпиона мира Владимира Ковалева и неоднократного серебряного призера Владимира Котина.
Великий тренер Станислав Жук, воспитав Елену Водорезову, заложил основу для дальнейших больших успехов наших одиночниц. Но первой чемпионкой мира среди женщин стала воспитанница Чайковской Марина Бутырская, которая вдобавок еще три раза становилась сильнейшей на Европейском континенте.
Ученики Елены Анатольевны завоевали на мировых первенствах 11 золотых медалей. Потрясающий результат!
В 90-е годы Елена Анатольевна не уехала за рубеж, а продолжала трудиться на родине. Она ставила ледовые спектакли для профессиональных трупп фигуристов. Открыла свою школу фигурного катания и многое продолжает делать для развития этого вида спорта в России.
Если бы она воспитала только Пахомову и Горшкова, то уже была бы легендой спорта. Но она сделала несоизмеримо больше: она сумела убедить многих любителей фигурного катания по всему миру в исключительном таланте советских фигуристов и невероятном даровании их тренеров. Станислав Жук, Елена Чайковская, Андрей Мишин, Татьяна Тарасова - эти великие наставники создали славу советского фигурного катания и сделали имя, благодаря чему ныне российские специалисты по всему миру востребованы и желанны.
Елена Анатольевна в эти дни, как всегда, очаровательна и, глядя на нее, все время вспоминаешь те годы, когда ее воспитанники исполняли знаменитую "Кумпарситу", а зал взрывался овациями, приветствуя их и ее, которая в своей знаменитой рысьей шапке внимательно следила за своими питомцами. Спасибо за все, Елена Анатольевна, и многие Вам лета!