Закончившийся визит в Москву турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана продолжает будоражить умы политологов и экспертов. Причин этому несколько. Во-первых, это был срочный визит, не значившийся ранее в планах турецкого руководителя. Во-вторых, он пришелся на момент обострения ситуации в Идлибе, где турецкие военные подверглись обстрелу со стороны сирийских правительственных войск.
И, наконец, в подмосковном Жуковском стартовал аэрокосмический салон МАКС-2019, который открывал президент России Владимир Путин и посетить который он лично пригласил турецкого президента.
Какие задачи удалось решить Эрдогану в Москве и что именно пообещал ему Путин? Ответ на этот вопрос остается загадкой и по сей день для интересующихся результатами внезапной поездки турецкого лидера в столицу России.
Давайте попытаемся найти ответ на него вместе.
Главной картинкой визита было, конечно, посещение Эрдоганом международной аэрокосмической выставки МАКС-2019. Телекомпании многих стран, в первую очередь России и Турции, подробно рассказывали, как оба лидера поднимались к кабине российского многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, рассматривали его бортовое радиоэлектронное оборудование, интересовались у летчика-испытателя тактико-техническими характеристиками самолета, его преимуществами перед американским и китайским аналогом.
Зачем Турции российские истребители - отвечает турецкий эксперт >>
Журналисты даже уловили вопросы Эрдогана Путину: "Эта машина летает?" и "Можно ли ее купить?". Ответов никто не расслышал, но то, что Су-57 летает и не просто летает, а за счет своего планера и двигателей со всеракурсным поворотом сопла выполняет уникальные фигуры высшего пилотажа вроде "плоского штопора", которые не под силу выполнить ни одному другому истребителю мира – ни американским F-22 и F-35, ни китайскому J-20, можно было видеть на салоне каждый день.
Российские истребители пятого поколения поднимались в небо регулярно и демонстрировали свои возможности всем, кто хотел это видеть.
Потом президенты побывали в салоне нового российского пассажирского самолета МС-21, внутри противопожарного самолета Бе-200, который может садиться на воду и, забрав ее внутрь своих баков, затем вылить на очаги пламени в горах или в лесах.
Побывали лидеры двух стран и возле нового вертолета "Ансат", который оснащен VIP-интерьером для комфортной и быстрой доставки первых лиц государства на относительно небольшие расстояния. Посетили павильоны с ракетной техникой, системами радиоэлектронной борьбы, побывали на стендах компаний, занимающихся производством гиперзвуковых боеприпасов, систем противокорабельной и противовоздушной обороны.
Обладание Су-57 выдвинет Турцию в разряд великих государств - Коротченко >>
И, конечно, незримый вопрос: купит ли Эрдоган у России истребитель пятого поколения Су-57 вместо американского F-35, вето на поставку которого в Турцию наложил президент США Дональд Трамп, безусловно, все время витал в воздухе. Его даже задали журналисты турецкому лидеру на итоговой пресс-конференции по окончании визита в Москву.
Прямого ответа на этот вопрос они не услышали. Но Эрдоган сообщил, что, помимо его переговоров с Путиным, прошли переговоры руководителей двух военных ведомств. И по этому замечанию можно было понять, что такой диалог мог состояться.
Понятно, что решения о покупке того или иного вида боевой техники не принимаются так, сходу. Они всегда предваряются длительными и подробными переговорами, изучением тактико-технических возможностей той или иной машины, ее преимуществ и недостатков по сравнению с аналогами... Идет очень сложная работа.
Тем более, когда речь заходит о покупке боевой техники страной, состоящей в Североатлантическом союзе, у государства, которое в этом альянсе прямо называют "вероятным противником".
Чего стоит только история с покупкой Турцией у России за 2,5 миллиарда долларов зенитно-ракетного комплекса С-400 "Триумф", который продолжает поступать в турецкую армию. Можно представить, какой скандал поднимется, когда Анкара официально заявит о готовности купить у Москвы еще и истребитель пятого поколения Су-57?!
Поэтому ожидать быстрого ответа на вопрос: купит или нет, не стоит. Но намек с изучением Эрдоганом кабины этого истребителя, вопросы, которые он публично задавал Путину, очень много значат.
Политолог: отношения Турции с США все больше усугубляются >>
Это и посыл Вашингтону - "не хотите отдавать оплаченные нами самолеты пятого поколения, на вас свет клином не сошелся, у нас есть возможность купить их у другого поставщика". Тем более, если Россия согласится, а, по мнению автора этих строк, она согласится, организовать выпуск каких-либо комплектующих для экспортного Су-57 на турецких предприятиях.
Компетентности у анатолийских инженеров и техников вполне достаточно. Известно, что они делают комплектующие для американских истребителей F-16 и даже для F-35, который стал камнем преткновения в отношениях между Анкарой и Вашингтоном.
Кстати, некоторые эксперты обратили внимание на реплику Путина на итоговой пресс-конференции, когда он предложил турецким летчикам полетать на российском истребителе поколения 4+ Су-30МС.
Думается, это предложение было не случайным. Аналогичный истребитель Су-30МКИ производства Иркутского авиационного завода уже несколько лет Россия поставляет в Индию. И не просто поставляет - на индийских заводах организовано производство комплектующих к этому самолету, там его собирают для индийской армии.
Не исключено, что слова Путина можно трактовать как предложение наладить производство такого самолета по российской лицензии и по нашим технологиям и на турецких предприятиях. А после того как такое производство наберет темп, перейти к производству и самолета пятого поколения Су-57.
Москва и Анкара предотвратили большую трагедию в Идлибе – Эрдоган >>
Идея эта не кажется фантастической. Турция хочет наладить совместное производство комплектующих к зенитно-ракетному комплексу С-400, Эрдоган даже предлагал принять участие в производстве более эффективного комплекса С-500 и не услышал возражения по этому поводу.
Сейчас на анатолийской земле по российскому проекту строится атомная электростанция, к берегам Турции прокладывается газовая труба, которая так и называется "Турецкий поток", по которому "голубое топливо" пойдет не только в турецкие города и поселки, но и в Южную Европу.
Экономическое и военно-техническое сотрудничество между Москвой и Анкарой продолжает расти и укрепляться. И хотя Вашингтон и Брюссель будут делать все возможное и невозможное, чтобы этому помешать, с комплексом С-400 у них ничего не получилось. Почему должно получиться по отношению к другим российско-турецким проектам?
Отсюда предположение, что в ближайшие годы в Турции может появиться завод по производству российских истребителей или комплектующих к ним, не такое уж и безнадежное.
Правда, есть еще Идлиб и граница с Сирией, где противоречия между турецкой армией и армией Башара Асада, между сирийской оппозицией, террористами различных группировок и сирийскими правительственными войсками, поддерживающими их российскими ВКС, а еще противоречия между турецкими подразделениями и курдами, в том числе и американскими войсками на левом берегу Евфрата, настолько остры, что непонятно, во что они в конце концов выльются.
Будем надеяться, что в ходе срочного визита в Москву Эрдогану удалось что-то решить с Путиным в свою пользу.