Неработающие эскалаторы в подземных переходах Баку стали обычным явлением, на которое жители столицы уже перестали обращать особое внимание. Не работает эскалатор - значит, нужно быстренько спуститься по ступенькам и перейти на другую сторону дороги. Молодым это удается без проблем, а вот пожилым людям такие нагрузки в тягость.
Как спастись от рекламных буклетов торговых сетей? >>
Только на конец марта по Баку вышло из строя около 30 эскалаторов
Город растет, интенсивность движения с каждым днем увеличивается и в некоторых районах Баку абсолютно невозможно перейти дорогу без помощи подземок, так что сознательные бакинцы проводят в них довольно много времени. Поэтому подземные переходы постепенно приобретают все большее значение.
Контролеры ежедневно проводят осмотр эскалаторов, заявил на днях СМИ пресс-секретарь Государственного агентства "Автомобильные дороги Азербайджана" Анар Наджафли: "Если есть возможность отремонтировать эскалатор, работы проводятся в короткие сроки. Если ремонт невозможен, заказываются запасные части. На улице Физули не работало шесть эскалаторов, четыре из них отремонтированы, на двух имеются неполадки, которые будут устранены в ближайшее время. Запчасти для них уже заказаны".
Только на конец марта по Баку вышло из строя около 30 эскалаторов, 22 из которых отремонтированы, продолжает Наджафли: "Устанавливать такие эскалаторы под открытым небом неправильно, потому как они не предназначены для работы в таких условиях. В дождливую или снежную погоду какая-либо часть эскалатора может выйти из строя".
Из всего этого следует, что обслуживанием эскалаторов в бакинских переходах занимается Госагентство автодорог, а также, что при их строительстве допущены ошибки, то есть многие эскалаторы расположены под открытым небом, хотя дождливая и снежная погода выводят их из строя.
Общественный транспорт - "слабое звено" в системе управления жизнью города >>
Причем не все переходы обслуживает Госагентство, некоторые находятся на балансе Бакметрополитена и вполне сносно защищены от капризов погоды. К примеру, выход из станции метро "Элмляр Академиясы" около Бакинского государственного университета укрыт специальным защитным стеклом и эскалаторы практически не ломаются.
Такими темпами бюджет Баку не выдержит частых ремонтов эскалаторов
Хорошо, что в Баку нет таких осадков, как в норвежском Бергене, где 270 дней в году идет дождь, или в Хило на Гаваях, где сумма осадков за год составляет 3300 миллиметров. Для сравнения, на Абшеронском полуострове выпадает всего 200 миллиметров осадков в год, то есть в 15-16 раз меньше упомянутых городов. Но даже такое сравнительно небольшое количество осадков выводит из строя эскалаторы столицы, которые никак не защищены. Такими темпами бюджет Баку не выдержит частых ремонтов подъемников и не проще ли застеклить переходы, чтобы продлить жизнь дорогостоящей технике? Вопрос риторический.
Политика строительства подземных переходов в разных странах осуществляется по-разному. Ведь мало построить переход, он должен как-то функционировать, должны работать эскалаторы, проводиться чистка и уборка, осуществляться текущий ремонт. У крупных подземок даже имеется свой собственный персонал. Ведь кому-то надо менять перегоревшие лампочки, следить за порядком и так далее. Зачастую подземки после строительства живут своей жизнью. В некоторых располагаются торговые объекты или уличные музыканты, что придает этим местам особый шарм. Вокруг хорошей музыки собирается толпа зевак, а плохим музыкантам подают деньги из жалости.
Подземки в основном рассчитаны на молодую и сильную аудиторию
Наряду с положительными сторонами подземки имеют и отрицательные свойства. К примеру, в основном они рассчитаны на молодую и сильную аудиторию. Пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, тем, кто передвигается с помощью инвалидных колясок, такие "спортивные" передвижения противопоказаны. А в условиях Баку подземки могут представлять настоящую опасность для уязвимой категории граждан. Только очень малое число переходов имеет специальные приспособления для инвалидных колясок, в некоторых районах они есть, но не работают.
У нас даже есть переходы на берегу моря, скажем, в Бильгя выход к морю перекрывает трасса со скоростным движением, и подземки кое-где имеются. Но они запущены, ими никто особенно не пользуется. Население по старинке направляется к морю привычными маршрутами, пересекая скоростную магистраль. А приспособления для инвалидных колясок просто бездействуют.
Можно ли как-то улучшить ситуацию с нашими подземными переходами? Безусловно, можно. Просто об этом надо думать еще на стадии планирования. Скажем, внутри перехода около дворца Гейдара Алиева всегда капает вода. Это пытаются уладить, но, видимо, вблизи есть грунтовые воды. Большинство городов мира вообще возведено в неблагоприятных с точки зрения строительства местах, но подобные проблемы там как-то решаются. Санкт-Петербург построен в болотистой влажной местности, но при этом там работает один из самых красивых метрополитенов мира.
Подземки должны приносить доход
Грунтовые воды, пожилые люди и лица с ограниченными возможностями, необходимая инфраструктура, последующее обслуживание – все это вопросы, которые требуют постоянного внимания. А непродуманные проекты в итоге оборачиваются дополнительными бюджетными расходами - то есть, из кармана налогоплательщиков. Подземные переходы должны приносить доход и действовать по системе самоокупаемости. Небольшие торговые точки, несколько оборудованных платных туалетов, правильно защищенные эскалаторы вполне могли бы поддержать жизнь этих сооружений. Ведь есть же в Баку проблема с туалетами, почему их сразу не оборудуют при строительстве подземок? Это помогло бы решить сразу две проблемы.
Некоторые переходы, например, около Драмтеатра или площади 28 Мая – вполне рентабельны именно благодаря коммерческой инфраструктуре. А иные подземки пустуют и даже почти заброшены. Оживить их можно с помощью уличных музыкантов, установкой терминалов для оплаты коммунальных и других услуг, разрешением на мелкую уличную торговлю. Все можно сделать аккуратно и с пониманием дела.
Во многих европейских странах подземных переходов почти нет, за исключением тех мест, где имеется метро. А городские службы и другие структуры обязательно занимаются проблемами этих подземных сооружений.
Попасть домой с комфортом и вовремя: обеспечить это может небольшая группа в БТА >>
Пока же бакинцы каждый день вынуждены пользоваться услугами подземных переходов, которые зачастую производят мрачное впечатление. Неработающие эскалаторы, плохое освещение, отсутствие мусорных урн – обычное явление.
Двигаемся в хвосте проблем…