На вопрос, что более всего беспокоит на дорогах Баку, практически любой водитель ответит стандартно: пробки, неважные дороги, непутевые пешеходы. Все эти проблемы как-то разрешимы: из пробки можно вырваться, дороги постоянно ремонтируют, пешеходов можно будет со временем наказывать и штрафовать за нарушение правил дорожного движения.
Гаражный вопрос: каждая компания назначает цену по своему усмотрению >>
Машин так много, что для людей нет свободного пространства
Но самой главной проблемой дорожного движения, пожалуй, остается невозможность каким-то образом найти свободное место для парковки машины. Достаточно пройтись днем по улицам столицы, как наблюдается неприглядная картина: на протяжении всего пути одну полосу занимают машины, припаркованные к обочине. Мало того, часть автомобилей удобно располагается на тротуарах, так как иного места найти невозможно. Внутренние дворы также переполнены машинами. Их так много, что для людей нет свободного пространства.
Наша планета переполнена автомобилями. По имеющейся статистике, в мире насчитывается более миллиарда зарегистрированных автотранспортных средств. И это число неизменно растет. Ежегодно продается примерно 50 миллионов машин. По мнению аналитиков Всемирного банка, количество автомобилей к 2050 году возрастет вдвое, то есть к тому времени в мире будет более двух миллиардов машин.
На каждую тысячу человек приходится 119 легковых авто
Если говорить об Азербайджане, то по состоянию на 1 января 2016 года количество автомобилей в стране составило 1,322 миллиона, и 1,075 миллиона из них - легковые авто. На каждые 1000 человек приходится 119 легковых автомобилей, тогда как еще в 2005 году эта цифра составляла 25 автомобилей.
Водителей в Баку штрафуют у паркомата: безхозный аппарат приносит доход >>
Мы превратились в автомобильную цивилизацию. Машины вытесняют людей, занимая все больше и больше места. Крупные мегаполисы и ведущие страны уже давно столкнулись с этой проблемой, пытаются как-то ее решить. Автомобиль потерял свою былую привлекательность, комфорт и возможность. На машине даже трудно опередить того, кто пользуется общественным транспортом. И пешему, и автомобилисту одинаково трудно вовремя добраться до работы, но при этом один спокойно заходит к себе в офис, а другой упорно пытается найти свободное место для своей машины.
Но мест для парковки нет. Даже если они имеются, за них приходится бороться, платить, и нет никакой уверенности в том, что какой-то незаметный человек с палочкой в руке сможет защитить машину в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Водитель автомобиля всегда волнуется за свое транспортное средство. Дети могут ненароком повредить стекло, кто-то поцарапает капот из вредности, колесо может спустить, можно угодить в открытый люк и все такое. А если ночью пробежит кошка, то включается сигнализация. Автовладелец сломя голову бежит к окну. Каждый хочет обезопасить свое детище от возможных проблем, кто покупает гараж, кто-то место для его строительства, а кто-то ищет хорошую и надежную стоянку.
Возводятся здания-стоянки, где "живут" автомобили
В Европе и США проблема парковки давно уже решается на ином уровне. Если где-то возводят микрорайон, то одним из главных условий его создания являются машинные парковки. Под любой многоэтажкой обязательно строят паркинги.
Наказание манатом: в БТА утверждают, что несправедливо никого не штрафуют >>
Таким образом, параллельно с жильем для людей строят "дома" для машин. Даже возводятся специальные здания-стоянки, где, так сказать, "живут" автомобили, так как иных вариантов борьбы с загруженностью на дорогах и тротуарах не существует. Скажем, если в Азербайджане на каждые десять человек приходится в среднем 1,2 машины, значит, вопрос их размещения приобретает такую же актуальность, как строительство жилья для самих людей.
За рубежом умудряются строить для размещения автомобилей огромные комплексы с оригинальными конструкциями. Например, в Германии в тематическом парке Autostadt в городе Вольфсбурге умудрились построить 50-метровое здание автопаркинга. Ежедневно полностью роботизированные подъемники доставляют на стоянку порядка 600 автомобилей.
Автостоянка общественного центра Санта Моники в штате Калифорния США отличается тем, что это самая экологичная парковка в мире. Необычный дизайн составляют разноцветные светящиеся панели - это лампы, работающие от солнечных батарей и снабжающие светом все здание.
В Баку массово меняют дорожные знаки - камеры помогли БТА разобраться в вопросе парковки >>
Самые обычные высотные здания для парковки машин можно встретить даже в самых небольших городах Америки. Здесь преобладает некий культ автомобилей, и естественно, при планировании зданий и кварталов обязательно учитываются потребности машин.
Азербайджанцам не очень понятно, как можно строить жилье для авто
В Азербайджане такой практики почти что нет. Подземные парковки есть, частные гаражи строятся, обычные стоянки имеются, а вот зданий-стоянок почти не возводят, и их количества явно недостаточно. За последние несколько десятилетий Баку заполонили огромные многоэтажки, возникли целые районы, а вот о том, что на каждые четыре-пять зданий нужно построить одно для машин, не додумались. Наверно, азербайджанцам не очень понятно, как можно строить жилье для машин. А ведь их количество неизменно растет. Где будут парковаться автомобили, когда их станет три-пять миллионов? Возникнет жуткая ситуация.
Давно пора создать и задействовать законодательные, экономические и административные рычаги для появления дополнительных стоянок в каждом районе столицы. Выделять места для бизнесменов и освобождать их от любых налогов, лишь бы строили стоянки. При таком наплыве машин, безусловно, парковочный бизнес станет со временем довольно прибыльным занятием.
Пока же автомобилисты столицы ждут решения проблемы стоянок. Парковаться негде…