БАКУ, 26 сен — Sputnik. Чуть больше года назад Тегеран содрогнулся от ужаса террора. Небольшая группа террористов смогла проникнуть в иранский парламент, а также мавзолей имама Хомейни. В результате погибли как минимум 17 человек и более 40 пострадали.
Иран за пролитую кровь своих граждан жестоко наказал виновных. Ровно через две недели Корпус стражей исламской революции (КСИР) нанес ракетный удар по позициям ответственных за теракты в Иране боевиков запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ) в районе сирийского города Дейр-эз-Зор, сообщает Sputnik Persian.
И вот Иран вновь охватил ужас и страх террора. Во время торжественного военного парада, посвященного годовщине героической недельной обороны города Ахваза (во время ирано-иракской войны), огонь по толпе открыла группа боевиков в военной форме. В результате погибло 29 человек, 60 пострадало, в том числе женщины и дети. Ответственность за теракт взяла на себя организация "Патриотическое арабское демократическое движение в Ахвазе" ("Аль-Ахвазийа"), имеющая связи с Саудовской Аравией.
Заместитель главнокомандующего КСИР бригадный генерал Хоссейн Салами во время церемонии прощания с жертвами нападения дал слово, что поддерживавших теракт в Ахвазе ожидает сокрушительный ответ Ирана.
А верховный лидер Ирана на своем сайте отметил, что нападавшие в Ахвазе получили деньги от Саудовской Аравии и ОАЭ: "Основываясь на наших разведданных, за этим трусливым актом стоят люди, которым США оказывали помощь, когда они попали в ловушку в Сирии и Ираке, и оплачены они были Саудовской Аравией и ОАЭ".
Кому и как Иран ответит за террористическую атаку в Ахвазе? Возможно ли повторение терактов в Иране по горячим следам? На эти вопросы Sputnik ответил экс-глава Совета по делам культуры аппарата президента ИРИ (в 2009-2013 годах), доктор Аббас Амирифар (Abbas Amirifar). По его мнению, теракт в Ахвазе был совершен исключительно с подачи Запада. Он отметил, что организаторами данного теракта были страны, которые враждебно относятся к Ирану и используют любую возможность для убийства мирного населения с целью посеять панику и хаос в стране.
"И это в условиях, когда Иран ведет беспощадную борьбу с терроризмом и запрещенной радикальной террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ) в регионе, пытается ликвидировать террористические группировки у себя в стране. Это была не первая и, скорее всего, не последняя террористическая атака в Иране", — сказал он.
Примечательно то, что террористы, которые заявили о своей причастности к этому теракту, обосновались на Западе и получают поддержку от США, Великобритании и ряда европейских стран. Это вызывает глубочайшее сожаление. Но преступники могут не надеяться, что действия террористов приведут к осуществлению их далеко идущих планов: кровь невинных людей, среди которых был четырехлетний ребенок, еще больше сплотит жителей Хузестана и весь иранский народ, считает Амирифар.
Политолог: деструктивные силы пытаются создать конфликты внутри Ирана >>
В свою очередь, иранский специалист по проблемам Ближнего Востока, член ученого совета Научного института международных отношений, ставший жертвой преследований со стороны террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" доктор Мани Мехраби пояснил в интервью Sputnik, что точного обоснования в отношении принадлежности к определенной террористической ячейке исполнителей теракта в Ахвазе пока нет, так как ведется расследование, но есть две основные версии.
По его словам, пока точно не установлено, какая именно из двух террористических групп совершила теракт в Ахвазе. Есть движение "Аль-Ахвазийа" и есть также группировка "Национальное сопротивление Аль-Ахваза". Эти две сепаратистские террористические группы, действующие в провинции Хузестан в Иране, так же, как и ИГ, могут быть ответственны за этот террористический акт. При этом в ответственности именно ИГ можно усомниться, так как группировка заявила, что в военном параде в Ахвазе принимает участие президент Хасан Рухани. А это ложная информация.
"Но если все же считать, что именно одна из двух панарабских групп, выступающих против Ирана, ответственна за этот теракт, то и причина выбора города Ахваза для осуществления атаки также ясна", — сказал он.
Мехраби также отметил, теракт в Ахвазе ― это одно из проявлений высокой степени этно-конфессионального противостояния, то есть арабского сепаратизма. Именно поэтому в этот раз был выбран Ахваз, а не Тегеран. По его словам, с начала Исламской революции в Иране в 1979 году Саудовская Аравия вкладывала немалые денежные средства, чтобы настроить арабоязычное население Хузестана на борьбу за автономию и отделение. Но этот детский план потерпел неудачу.
Тем не менее, отметил собеседник Sputnik, Эр-Рияд продолжал свои усилия по финансированию военных из двух террористических групп – движения "Аль-Ахвазийа" и движения "Национальное сопротивления Аль-Ахваза" в попытке противостоять центральному правительству Ирана. Сегодня эти две группы состоят всего из нескольких террористических элементов, поддерживаемых Саудовской Аравией, Израилем и США, отметил он.
Амирифар также считает, что Ахваз не случайно был выбран в качестве места совершения теракта, так как именно здесь всегда активно действовали сепаратисты под протекторатом Великобритании. По его словам, сепаратизм был и остается геополитическим рычагом в западной и особенно британской политике. Используя сепаратистские настроения на этно-конфессиональной почве, они пытаются посеять рознь и вражду между проживающими в стране народами (персами, курдами, арабами, турками), чтобы добиться своей основной цели – получить контроль над регионом.
Такую же политику, по его мнению, проводит и Трамп, который напрямую не может объявить войну Ирану и пытается дестабилизировать его через провоцирование конфликтов и обострение отношений между Тегераном и Багдадом.
"Одним из шагов в этом направлении был поджог иранского консульства в Басре, который стал результатом провокационной политики США и их союзников", — сказал он, добавив, что все эти провокации – часть широкой антииранской кампании, которая, как и вся политика Запада, обречена на провал.
Экс-дипломат иранского посольства в Ливане, иранский политолог, эксперт по странам Ближнего Востока Сейед Хади Афгахи (Seyyed Hadi Afghahi) также солидарен с другими иранскими экспертами относительно того, почему террористы выбрали Ахваз в качестве цели для террористической атаки. Он пояснил, что не следует исключать повторение терактов в Иране по горячим следам с учетом прошлой деятельности сепаратисткой группировки "Аль-Ахвазийа".
Операция "Согласие": судьба Азербайджанской и Мехабадской республик была трагичной >>
По его словам, город Ахваз, как собственно и провинция Хузестан, всегда были лакомым кусочком врагов Ирана, что в эпоху британского колониального протектората (до 1925 года — прим. Sputnik), что в эпоху Саддама Хусейна.
"Ведь как помним, Саддам атаковал нас именно отсюда, оккупировав провинцию Хузестан. К тому же надо учитывать и этнический фактор: население Хузестана, в частности города Ахваза, – это арабоязычные жители. И Саддам, и страны Персидского залива делали ставку на то, что за счет этноязыковой идентичности смогут привлечь это арабское население на свою сторону и настроить против иранских властей", — сказал он.
Кроме того, по словам политолога, провинция Хузестан – это очень богатая нефтью и газом область, двигатель иранской экономики. Он напомнил, как в эпоху ирано-иракской войны город Ахваз играл передовую и стратегическую роль в обороне и защите иранской территории, так и сейчас его очень "чувствительное", привлекательное экономическое и геополитическое положение привлекает к себе внимание врагов Ирана.
Именно поэтому они исходили из того, что, инвестируя в этот регион, они смогут быстрее склонить арабоязычное население на свою сторону, создав внутренний кризис для властей Ирана за счет этно-конфессиональных конфликтов и беспорядков, считает экс-дипломат.
Что касается исполнителей теракта в Ахвазе, то сама группировка "Аль-Ахвазийа", по словам Афгахи, была взращена еще во время колониального правления Великобритании в прошлом веке. Их цель – отделение и создание независимого от Ирана государства под названием "Арабестан". Он рассказал, что и по сей день члены этой террористической группировки представляют собой спящую ячейку, которая время от времени просыпается и совершает теракты.
До теракта 22 сентября члены этой группировки много раз совершали агрессию и террористические акты. К примеру, 28 марта 2008 года "Аль-Ахвазийа" напала на "Караван света" (Rahian-e Noor – караван группы паломников, который совершает памятные шествия по районам на юге и юго-западе Ирана, где проходили сражения во время ирано-иракской войны – прим Sputnik).
Поэтому, отметил политолог, с учетом прошлых атак этой террористической группировки и желания поддерживать и спонсировать их арабскими странами Персидского залива нельзя быть уверенными, что подобное не повторится. Как, собственно говоря, ни одна страна не может гарантировать, что она может предотвратить какой-либо террористический акт.
"В любом случае случившееся заставляет нас быть более бдительными, но не только в пределах границ своей страны, но и в пределах региона", — сказал он, указав на то, что Иран относится к тем странам, кто понес тяжелые потери в битве с террористами наряду с Сирией, Ираком и Россией.
Террористы никогда не действуют в одиночку. У них есть спонсоры и покровители, которые помимо финансовой поддержки оказывают им и обучающую, военную (поставка оружия), логистическую и даже информационно-разведывательную помощь, подчеркнул Афгахи.
Мехраби, в свою очередь, отметил, что подрыв хороших отношений между народами Ирана и Ирака является одной из важнейших стратегий альянса США-Израиль-КСА. Поэтому ответственных лиц за теракт в Ахвазе Иран накажет по-своему, и необязательно военным путем. По его мнению, это делается для того, чтобы противостоять Фронту сопротивления (союз Ирана и ряда ливанско-палестинских организаций, объединившихся против Израиля и США как основных угроз для Ближнего востока – прим. Sputnik). В последние месяцы, отметил он, этот план по уничтожению хороших отношений между народами Ирана и Ирака достиг своей кульминационной точки.
"Но теракт в Ахвазе следует рассматривать с другой точки зрения. Его цель – подорвать величественность ВС небезопасностью Ирана. Именно для этого в качестве объекта атаки был выбран военный парад", — сказал доктор.
Мехраби считает, что Иран в любом случае не оставит без наказания тех, кто ответственен за этот теракт.
"Мир увидел, как мы наказали предыдущих террористов – ракетным обстрелом по позициям ИГ в Сирии, а также по позициям Курдской демократической партии Ирана (в ИРИ считается вооруженной левой этнической партией курдов, сосланной в северный Ирак — прим. Sputnik). В данном случае ответ Ирана определенно будет отличаться от того, какую реакцию ИРИ мы наблюдали раньше в отношении террористов ИГ и Демократической партии Курдистана", — сказал он.
По мнению доктора, за этот теракт необходимо наказать не только исполнителей, но и спонсоров террористической группы ("Аль-Ахвазийа"), в частности Саудовскую Аравию. Поэтому и ответ Ирана на эти действия будет носить не военный характер.
Афгахи же убежден, что в рамках международного права Иран для борьбы с террористами и их сокрушения сохраняет за собой право дать сокрушительный ответ: как военный, так и политический – и не только на своей территории.
Он видит необходимость создать сильный фронт сопротивления не только против этих сепаратистов из террористической группировки, но и против их региональных спонсоров — Саудовской Аравии и ОАЭ.
"Все они должны быть наказаны прямым образом, или же через СБ ООН, Международную организацию по правам человека за совершенные преступления", — сказал Афгахи, добавив, что необходим сильный фронт, куда будут входить Иран и страны, пострадавшие от терроризма и не только.
Что касается ответа Ирана за совершенный теракт, то, по его мнению, ни одна страна не может бездействовать в отношении террористических актов, агрессии и действий, подрывающих безопасность. Поэтому все международные правила и нормы позволяют странам, подвергнувшимся террористической агрессии, дать отпор террористам не только внутри границ своего государства, но и преследовать террористов на любой территории.
И Иран имеет право на ответ за совершенный теракт. Каким он будет, военным или политическим, с территории Ирана или нет – примет решение главнокомандующий и Высший совет национальной безопасности. Но у Ирана на эти действия есть полное право заключил Афгахи.