Камилла Алиева, Sputnik Азербайджан
Известный в России азербайджанский кулинар, писатель, ведущий кулинарной рубрики в программе "Дачный ответ" на канале НТВ Сталик Ханкишиев на своих страницах в Facebook и ЖЖ (LiveJournal) публикует посты и открытые письма, адресованные в первую очередь армянским коллегам, и призывает их к здоровым дискуссиям. После своего очередного открытого письма коллеге из Еревана Седраку Мамуляну кулинар оказался заблокированным администрацией Facebook на 30 дней. О чем это говорит, Sputnik Азербайджан рассказал сам Ханкишиев.
— Сталик Гусейнович, призывы к армянской стороне перейти к открытому диалогу не принесли результатов. Мы увидели их ответ в виде забаненной страницы Facebook. Видимо, вы задели за живое.
— Начну с того, что я публиковал полемические статьи, в которых нет признаков национализма, разжигания конфликта, а тем более призыва к ненависти к армянскому народу. Посыл состоял только в одном — призвать армянских кулинаров к обсуждению вопросов происхождения наших региональных и национальных блюд, в частности долмы.
Я обращался к конкретному человеку — Седраку Мамуляну, который в последнее время в своих интервью российским изданиям дезинформирует российское сообщество о происхождении многих блюд. Словом, вранье и фантазии. К дискуссии подключились некоторые его друзья, которые позволяли себе в мой адрес оскорбления и угрозы. Сам Мамулян от дискуссии отказался, ответив мне словами: "Башмачник не должен судить выше башмака". Интересно получается, значит дискутировать он не может, а давать интервью, так "на ура".
Фестиваль уличной еды в Баку встретил большой интерес >>
Дискуссия по сути не состоялась. Но мои статьи укололи прямо в глаз. Конечно, к блокировке моей страницы в соцсетях они приложили руку — засыпали Facebook письмами с жалобами, которые по своей сути являются клеветническими доносами. Ведь жаловаться можно на нарушение каких-либо правил, чего не увидишь в моих статьях, либо на нарушения законов России, Азербайджана и даже Армении. Подобных доносов было столько, что администрация Facebook заблокировала меня автоматически на 30 дней, так как работает по системе робота.
— И что вы теперь намерены делать в течение этих 30 дней?
— Останавливаться я не собираюсь – это моя работа, моя жизнь. Не дай Бог, умру, вот это и назовем остановкой (смеется).
Я уже обратился ко всем своим друзьям с просьбой распространить мой ответ на блоккировку (30 дней бана за победу над Наполеоном). Теперь у меня остается только одна площадка в сети — это ЖЖ.
К сожалению, живой журнал уже не столь популярен, как Facebook, где у меня 72 тысячи своих читателей. Тем не менее, я прошу своих друзей, всех, кто понимает важность дела, которым я занимаюсь, а это отстаивание национальной кулинарии, заходить время от времени ко мне в ЖЖ и распространять статьи на своих личных страницах в том же Facebook. Они испугались, что правду прочитают 70 тысяч человек, а теперь надо сделать так, чтобы это прочитали миллионы.
— Цель — это конечный результат, к которому вы стремитесь. В чем она выражается?
— В распространении правды. И это не только вкусные рецепты, которые есть у азербайджанского народа. Я всячески буду препятствовать распространению дезинформации и лжи. К сожалению, некоторые люди, называющие себя интеллигентами в Азербайджане, не совсем понимают цель моей работы, относятся осуждающе, да еще и с презрением, мол, ну вот, опять про долму спорят.
Запомните, долма – это нематериальное культурное наследие азербайджанского народа. Пропаганда, которая ведется Арменией, имеет конкретную цель и задачу – расчеловечить азербайджанский народ, убедить всех вокруг, что азербайджанцы не имеют никакой собственной культуры, что уж говорить о кулинарии. То есть, ковры армянские, музыка армянская, блюда армянские, а мы так себе – пришли с Алтая и должны освободить территорию от Черного моря до Нефтяных камней. Иначе зачем 30 лет подряд врать?
Пир на весь Гах: праздник меда и национальных блюд >>
Ведь что такое нация? Это устойчивое сообщество людей, которое живет на определенной территории, разговаривает на определенном языке и обладает общей культурой. Значительную часть территории у нас оторвали, язык, к сожалению, сегодня уже не является объединяющим фактором. Мы, как нация, находимся в опасности — территории теряем, язык теряем и дошла очередь до культуры, которую у нас тоже пытаются украсть. У меня нет никаких сомнений, что с этим надо бороться.
— Сталик Гусейнович, а в этой борьбе вы один или вам оказывается поддержка?
— Да, некоторые люди оказывают реальную помощь, распространяя мои статьи, комментируя их с положительной стороны, призывая других ознакомиться с содержанием, дабы молодежь знала, что происходит. Все споры ведутся в сети, а наша молодежь не владеет аргументами. Любой пост армянские пользователи комментируют оскорбительно, буквально провоцируют, и верите, добиваются результатов. Наши скатываются на их рельсы и действуют так, как удобно им, начинается обмен оскорблениями.
Мне же хочется научить молодежь тому, что не нужно никого оскорблять — нужно приводить аргументы. Весь мир знает, что долма это тюркское слово. Во всех серьезных изданиях и онлайн-статьях указано, где и и когда было создано это блюдо. Нужно разговаривать с аргументами на руках. Посмотрите, как они их боятся!
— Как нам вести себя сейчас? Какие шаги по популяризации азербайджанской кухни стоит применять?
— То, что я сейчас произнесу, больше относится не столько к азербайджанцам, проживающим на территории республики, сколько к нашей диаспоре за рубежом. Хотя, хотелось бы, чтобы и местные не считали эту борьбу мелочью. Поверьте, мимо таких вещей не проходят, и долма это далеко не мелочь.
Кондитеры из 25 стран едут на Габалинский фестиваль варенья >>
Большая диаспора, проживающая на территории России, хоть она пока и не стала такой масштабной в силу внутренних распрей, да и все те, кто проживает за рубежом, должны помнить, что они по сути являются послами своей страны. Например, открывают рестораны (частое явление во всех странах), но стесняются написать в меню – азербайджанские блюда. Некоторые упрекают, говоря, что не надо уподобляться армянам, ведь они перед любым названием блюда пишут "армянское". Слышали, в Чехии продают армянский торт "Наполеон"? Согласен, не стоит опускаться до их уровня, но настоящие блюда можно ведь представить с наименованием "азербайджанские".
Несмотря на то, что азербайджанский лаваш был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, сегодня в России большинство убеждено в том, что лаваш – это армянская кухня. И все это благодаря многолетнему вранью и этикеткам.
Мы же в свою очередь стесняемся назвать то или иное блюдо своим. Учитывая, что чужого нам не надо, к рукам мы ничего не прибираем.
— Как, по-вашему, имеет ли эффективность список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в прекращении споров и есть ли срок кулинарной войне?
— Список ЮНЕСКО, безусловно, хорошая задумка и я считаю, в этом направлении работу стоит продолжать. Кстати, армяне уже и ЮНЕСКО объявили продажной организацией.
Не думаю, что в обозримом будущем что-то изменится. Мы войну вокруг кулинарии и культуры не развязывали. Но, согласитесь, теперь сдаваться и отступать неправильно!