Александр Хроленко, военный обозреватель
В ночь на шестое января беспилотники стартовали с подконтрольной "умеренной оппозиции" территории в провинции Идлиб (граничащей с Турцией). По пути к целям на российских военных базах Хмеймим и Тартус семь дронов были уничтожены средствами ПВО, остальные перехвачены подразделениями РЭБ. Три аппарата удалось посадить и рассмотреть поближе (три взорвались при посадке).
Эксперты установили, что беспилотники изготовлены с использованием современных технологий наведения по GPS и способны действовать в радиусе 100 километров от оператора. Расшифровка данных показала, что атаковали боевики террористической группировки "Ахрар аш-Шам"*. При этом в международном воздушном пространстве неподалеку от Хмеймима и Тартуса на высоте семь тысяч метров около четырех часов находился разведывательный самолет ВМС США.
В Пентагоне сразу же заявили о доступности дронов на открытом рынке, а в Минобороны РФ поинтересовались, где находится данный "рынок" и какая спецслужба торгует данными космической разведки?
Российская сторона призвала Анкару строже выполнять обязательства по обеспечению режима прекращения боевых действий в зоне деэскалации "Идлиб", что особенно важно в преддверии заседания Конгресса сирийского национального диалога в Сочи (открытие намечено на 28 января).
Как бы то ни было, 6 января 2018 года началась новая эра массированного боевого применения ударных беспилотников, о котором ранее лишь рассуждали военные теоретики и эксперты.
Тактика и технологии "роя"
Характер боевых действий ближайшего будущего во многом определяют технологии применения автономных летательных аппаратов, которые могут нести на борту разведывательную аппаратуру или ударное вооружение, и способны достигать целей на расстоянии в сотни и тысячи километров. Россия не отстает от мировых тенденций, однако технологическая борьба обостряется.
Одиночную воздушную цель проще засечь и уничтожить. Развитие искусственного интеллекта, возможностей автономного передвижения и связи открывает перспективу эффективного использования в боевой обстановке "роя" беспилотников. И атака 13 беспилотников в Сирии дает много информации к размышлению специалистам ПВО, РЭБ, оборонно-промышленного комплекса.
Возможно, американский самолет-разведчик неслучайно кружил 6 января неподалеку от Хмеймима. Специалисты Пентагона могли знать о воздушной атаке боевиков заранее, и получили возможность в режиме реального времени отследить боевую работу российской ПВО и систем РЭБ (дальность обнаружения разновысотных целей, скорость и эффективность реагирования).
Очевидно, западные специалисты прямо или косвенно (помогая в организации или закрывая глаза на сомнительные поставки комплектующих) участвовали в террористической атаке "роя" беспилотников 6 января.
Для программирования контроллеров управления дронов самолетного типа и сброса боеприпасов с использованием системы GPS необходима приличная инженерная подготовка в одной из развитых стран. Не обязательно США или Европы. К примеру, мировым лидером в области разработки и производства беспилотников считается Израиль – одна только компания Aeronautics имеет 70 клиентов из 52 стран.
Зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич полагает, что дело не обошлось без американских спецслужб, и дронами управляли не террористы, а иностранные специалисты. Так или иначе, передача подобных технологий "оппозиционерам" – палка о двух концах.
Сирийский "рой" показал нулевую эффективность, и все же отныне Вашингтон, Берлин, Брюссель, Лондон, Париж и другие цивилизованные столицы не застрахованы от террористических атак с использованием ударных беспилотников, добытых на "открытом рынке". Располагают ли наши партнеры оборонительными средствами типа ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С"?
Боевая эффективность
Даже в опытных руках ударные дроны приносят больше вреда, чем пользы. Беспилотная война приводит к непредсказуемым последствиям – от ударов дронов гибнет в десять раз больше мирных жителей, чем от атак пилотируемых летательных аппаратов.
Анализ результатов боевого применения на различных театрах военных действий (ТВД) показывает недостаточную эффективность беспилотников. К примеру, американский MQ-1 Predator поражает в среднем 17 целей из ста (причем на 10 уничтоженных боевиков приходится около 700 погибших мирных жителей). Основное ударное средство американских БПЛА – управляемые ракеты AGM-114 Hellfire – в густонаселенном регионе могут оказаться избыточно разрушительными и смертоносными.
Афганская хроника беспилотной войны: из 200 погибших от американских авиаударов с января 2012 года по февраль 2013-го целями операции являлись только 35 человек, остальные – случайные жертвы. Дальше и считать перестали.
Операции БПЛА в Пакистане по эффекту сопоставимы с террористическими актами, статистика свидетельствует: за несколько лет американскими беспилотниками убиты более 3000 мирных жителей, многие сотни человек были ранены.
Несовершенство технологии боевого применения ударных беспилотников доказано трагедиями в Сомали, Ливии и Йемене.
Американцы впервые использовали дроны после терактов 11 сентября 2001 года в операциях против афганских талибов. В беспилотной борьбе с терроризмом Пентагон за 16 лет обрел опыт, расширил географию применения. И все же подобная концепция боевых действий требует серьезной доработки "железа".
Поле зрения оптико-электронных систем пока не обеспечивает точную идентификацию объектов. Ударные дроны не всегда отличают боевиков от мирных жителей. Из-за недостатка информации операторы зачастую не знают, какую именно цель они ликвидируют.
В случаях с террористическими атаками последствия могут быть еще более ужасающими. В то же время существующие радиоэлектронные средства противодействия беспилотным летательным аппаратам при эффективном воздействии на каналы связи (с операторами) или системы навигации превращают ударные или разведывательные аппараты в бесполезный металл.
Новейшие российские системы РЭБ способны искажать навигационное поле и подавлять радиосигналы противника на расстоянии нескольких сотен километров. Так, уникальный комплекс "Борисоглебск-2" не имеет аналогов в мире. А "Красуха-4" эффективно действует на дальностях до 300 километров. В зоне действия подобных систем дроны и крылатые ракеты противника полетят куда угодно, только не к цели.
* – террористическая группировка, запрещена в России.