Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Президент России Владимир Путин 11 декабря совершил визиты в Сирию, Египет и Турцию, где провел переговоры с лидерами этих стран по вопросам кризисов, существующих на Ближнем Востоке. О том, каких результатов ждать от этих поездок российского лидера, Sputnik Азербайджан расспросил заместителя директора, координатора ближневосточных исследований Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрия Егорченкова.
- Как расценивать приказ Путина о выводе войск из Сирии? Действительно ли сирийский кризис подходит к концу?
— Операция российских ВКС в Сирии продемонстрировала возросший тактический и технический потенциал нашей армии, ее способность в сложных оперативных условиях (плюс при постоянном внешнем давлении и различных провокациях со стороны сил международной коалиции) профессионально и успешно выполнять поставленные задачи.
Самая "горячая" фаза затяжного сирийского кризиса пройдена, однако, еще предстоит приложить немало усилий для закрепления режима прекращения огня, мирного политического урегулирования и восстановления страны.
На повестке по-прежнему остаются многочисленные внутренние и внешние противоречия, а также несовпадения позиций между различными группами сирийской оппозиции и руководством страны. Они могут и должны решаться в рамках переговорного процесса, которому будут способствовать и усилия российских специалистов. Кроме того, важно завершить процесс ликвидации оставшихся террористов, чтобы исключить угрозу повторной эскалации насилия в стране.
Здесь Россия демонстрирует полную готовность продолжать бескомпромиссную борьбу, поэтому важно отметить, что наши опорные пункты в Тартусе и на базе Хмеймим продолжат работу в прежнем режиме. В случае обострения обстановки "на земле", реакция будет оперативной.
- Чего ждать от прошедших переговоров в Египте?
— Двусторонние отношения между Москвой и Каиром развиваются крайне динамично. Этому активно способствует международная и региональная обстановка, общие для двух государств вызовы и угрозы, прежде всего, международный терроризм. Стоит ожидать совместной координации усилий по актуальным политическим вопросам. В частности, в рамках урегулирования сирийского кризиса, ситуации в Ливии, а также палестино-израильского урегулирования.
Кроме того, Египет фактически становится одним из направлений в международной антитеррористической борьбе. Тут как раз может быть полезен опыт России.
Можно ожидать расширения российско-египетского взаимодействия в области безопасности, в военно-технической сфере, что уже происходит. Недавно правительство России одобрило проект соглашения с Каиром, позволяющий российским самолетам использовать египетское воздушное пространство и военные аэродромы. Это обеспечит присутствие российской авиации в регионе для борьбы с общими угрозами.
Появляется информация о скором возобновлении Россией прямого авиасообщения с Египтом, что также лежит в русле диалога по обеспечению безопасности, учитывая трагедию в небе над Синаем.
В рамках российско-египетского сотрудничества перспективными направлениями выступают торгово-экономическое, энергетическое и гуманитарное (прежде всего, имея в виду туристический потенциал Египта).
В частности, Россия принимает активное участие в атомном энергетическом проекте, создании российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала. Египет также является одним из основных покупателей российской пшеницы. Это открывает большие перспективы для наращивания взаимовыгодного сотрудничества между странами.
- Как вы оцениваете прошедшую в Турции встречу Путина и Эрдогана?
— Путин и Эрдоган в последнее время встречаются довольно часто, что свидетельствует о повышенной заинтересованности стран в сотрудничестве. Визит российского лидера в Анкару происходит на фоне благоприятного развития ситуации в Сирии и является важной частью подготовки к процессу долгосрочного политического урегулирования в арабской республике. В частности, речь идет о налаживании совместных контактов для подготовки и проведения в начале следующего года Конгресса сирийского национального диалога.
Основной акцент, безусловно, делается на актуальных региональных проблемах – сирийском кризисе в контексте последних изменений, а также ситуации на Ближнем Востоке в целом, имея в виду неконструктивные шаги Вашингтона – решение США о переносе столицы Израиля в Иерусалим и последующие за этим волнения.
Между странами активно развивается торгово-экономическое, военно-техническое, гуманитарное сотрудничество, поступательно увеличивается двусторонний товарооборот, расширяется взаимодействие в области атомной энергетики. В этой связи как Россия, так и Турция демонстрируют повышенный интерес к дальнейшему наращиванию взаимовыгодной кооперации по данным направлениям, особенно учитывая важность развития проекта "Турецкий поток".