Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
В минувший понедельник в Азербайджане состоялось официальное открытие железной дороги по маршруту Баку-Тбилиси-Карс. В церемонии запуска маршрута приняли участие главы Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган, а также премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили.
По мнению азербайджанских экспертов, запуск названного маршрута – крупнейший трансрегиональный экономический проект последнего десятилетия, имеющий – помимо прочего – важное геополитическое значение.
Симптоматично, что в эти же самые дни армянские СМИ сообщили о запуске Арменией совместного с Ираном, Грузией и Россией энергетического проекта "Север-Юг", суть которого состоит в создании энергомоста (или энергокоридора), в котором Армения призвана сыграть не последнюю роль. Помимо прочего, в армянской прессе активно обсуждается возможность присоединения РА к договору между Ираном и ЕАЭС с перспективой строительства одноименной ("Север-Юг") автомагистрали, призванной связать Иран с Россией и Европой.
Что радует меня, как директора Института ЕАЭС, в названных выше проектах?
В проекте с участием Азербайджана меня радует, прежде всего, отсутствие в нем прямого участия западных стран. Азербайджан, не отказываясь от многовекторной политики, все активнее развивает экономические связи с ближайшими соседями, и это создает почву для обеспечения стабильности в регионе на своей собственной основе — без участия посредников и кураторов из Вашингтона, Брюсселя и других западных столиц.
Меня вообще радует то обстоятельство, что за первые три квартала текущего года объем товарооборота между АР и Россией вырос более чем на 60%, тогда как товарооборот между Азербайджаном и странами Евросоюза за это же время сократился примерно на треть.
Подобная динамика изменения структуры торговых связей АР, похоже, приобретает устойчивый характер и свидетельствует о явной проевразийской экономической ориентации Азербайджана, что неизбежно скажется в будущем на укреплении не только экономических, но и политических отношений между АР и Российской Федерацией.
В свою очередь, в большом энергетическом проекте с участием Армении меня не может не радовать, во-первых, активное участие в нем России, продолжающей укреплять партнерские отношения со странами региона к югу от своих границ, а во-вторых, экономическое усиление Армении как геополитического союзника и партнера по ЕАЭС и ОДКБ.
Позитивно, что в обоих проектах участвует Грузия, а это значит, что в экономической стратегии этой страны получают дополнительное подкрепление евразийский вектор развития и здоровый прагматизм. И там, и там задействованы Иран и Турция – крупнейшие страны региона, в продуктивном сотрудничестве с которыми объективно заинтересованы Россия и Евразийский экономический союз.
Впрочем, есть в названных проектах кое-что, что все же огорчает сторонников евразийской интеграции.
Огорчает, в частности, тот факт, что в некоторых СМИ – как в Азербайджане, так и в Армении – звучит критика в адрес соседней страны, которую сложно назвать конструктивной.
Так, некоторые азербайджанские СМИ высказались на днях в том духе, что в результате запуска железной дороги по маршруту Баку-Тбилиси-Карс "Армения вновь оказалась в пролете", а также перепечатали высказывания армянских СМИ о том в Ереване "грозят разбомбить" эту магистраль.
В свою очередь, в публикациях некоторых армянских авторов сквозит скепсис по поводу значимости названного азербайджано-грузино-турецкого проекта и утверждается, что маршрут от Баку до Карса введен в строй исключительно де с целью досадить Армении.
С моей точки зрения, подобный подход не красит обе стороны, но брань, как известно, куда лучше войны. Тем более, если ее предметом является не национальный вопрос, а экономическая или даже геополитическая конкуренция.
В советское время властями культивировался такой феномен, как "социалистическое соревнование". Жаль, конечно, что здоровое "социалистическое соревнование" между двумя соседними дружественными республиками в конце 20 века сменилось их жесткой "капиталистической" конкуренцией, уж поскольку развитие в регионе авто- и железнодорожных магистралей, а также энергетических и транспортных коридоров одинаково выгодно и Азербайджану, и Армении.
Тем не менее нынешние проектные активности названных стран в экономической сфере и их взаимная критика свидетельствуют о начале определенных перемен в отношениях между двумя государствами.
Автор этих строк уже много лет говорит о том, что для минимизации напряженности в отношениях между АР и РА или, по крайней мере, для начала движения властей этих стран навстречу друг другу, в том числе и по вопросу о статусе Нагорного Карабаха, необходимо обеспечить наличие двух основных условий.
Первое условие состоит в том, что Азербайджану и Армении следует перестать надеяться на Минскую группу ОБСЕ и вообще на западных посредников, весь смысл и содержание политики которых состоит не в решении чужих проблем, но в продвижении собственных корыстных интересов за чужой счет. У политиков названных стран не должно быть иллюзий: проблема азербайджано-армянских отношений решается непосредственно в регионе, но не за его пределами.
Второе условие оздоровления этих отношений предполагает начало реализации обеими странами крупных трансрегиональных экономических проектов в партнерстве с соседними государствами. Это будет способствовать формированию в регионе конгломерата заинтересованных во взаимодействии сторон: АР, РА, Грузии, Ирана, Турции и России.
В свою очередь, взаимопереплетение экономических интересов стран региона неизбежно подтолкнет их не только к сотрудничеству первоначально в транспортно-логистических, а затем и в иных (торговых, энергетических и прочих) проектах, но также к учреждению политического переговорного формата по Нагорному Карабаху по формуле "3+3".
Словом, Азербайджану и Армении нужно больше трансрегиональных проектов хороших и разных. Социально-экономическое развитие региона – условие его политической стабильности, в отличие от экономической деградации, порождающей нищету, диктатуры, бунты, конфликты и войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.