БАКУ, 3 ноя — Sputnik. Политическое значение запуска железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК) приведет к повышению статуса Азербайджана в регионе, заявил руководитель аналитического центра "Атлас" Эльхан Шахиноглу в ходе прошедшей в в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан пресс-конференции на тему "Экономическая и политическая составляющие проекта БТК".
Церемония открытия железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс с участием глав государств и правительств пяти государств — Азербайджана, Турции, Грузии, Казахстана и Узбекистана — состоялась 30 октября.
По словам Шахиноглу, присоединение к проекту Китая значительно повысит важность данной транспортной артерии. Достаточно отметить, что объем грузов из КНР в направлении Европы достигает 500 миллионов тонн, которые в основном транспортируются морем и частично по суше, по территории России.
"Но с учетом обострения отношений между Европой и Россией маршрут БТК для стран Евросоюза станет более приемлемым", — подчеркнул Шахиноглу.
Политолог также особое внимание уделил переговорам, проведенным лидерами Азербайджана, России и Ирана в Тегеране. Значительным событием, по его словам, стало признание Азербайджана как ключевой страны в создании транспортного коридора Север-Юг.
Иран и Россия являются активными партнерами Армении, но сегодня выбор пал именно на Азербайджан. "Дело в том, что в отличие от Армении, Азербайджан сам активный участник проекта и, как в случае с БТК, предоставил льготный кредит, на этот раз Ирану", — отметил Шахиноглу.
Важность проекта БТК для стран Центральной Азии подчеркивает и факт присутствия на торжествах премьер-министров Казахстана и Узбекистана, заявил на пресс-конференции председатель Центра по изучению экономических ресурсов Руслан Атакишиев.
По его словам, БТК позволяет за 10-12 дней доставлять грузы от Китая до Европы, тем самым сокращая время нахождения грузов в пути от традиционных морских перевозок на 35-40 дней.
"На начальном этапе, вероятно, могут возникнуть проблемы с заполнением составов грузами, но уже в скором времени БТК выйдет на запланированные 17 миллионов тонн в год", — подчеркнул Атакишиев.
По мнению руководителя Центра, важность БТК заключается не только в возможности получения дивидендов от транзита грузов: "БТК сыграет важную роль в развитии ненефтяного сектора экономики, так как на произведенные в стране продукты поступают заказы как из стран Европейского Союза, так и Китая".
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения. В рамках проекта восстановлена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в турецком городе Карс. Общая протяженность БТК составляет 826 километров.
Протяженность участка Ахалкалаки-Карс составляет 105 километров, из которых 76 километров приходится на долю турецкой, 29 километров — грузинской территории. Также определенная реконструкция была осуществлена на участке Ахалкалаки-Тбилиси.
После введения в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение взаимной торговли между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 миллиардов долларов ежегодно.
Предполагаемая пропускная способность БТК — миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. В дальнейшем пропускная способность транспортного коридора может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов ежегодно.