БАКУ, 6 окт — Sputnik. Ситуация на Ближнем Востоке касается как тех государств, которые расположены вблизи от этого региона, так и Азербайджана с Россией, считает член Совета Прессы Азер Хесрет.
Об этом он заявил на 54-м заседании клуба политологов "Южный Кавказ" в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, рассуждая о возможных последствиях референдумов в Каталонии и на севере Ирака.
В мероприятии принял также участие политолог Эльхан Алескеров.
По словам Хесрета, Россия также замешана во всех процессах на Ближнем Востоке, так как она является одним из глобальных игроков.
Все то, что происходит в Ираке, а также вокруг "Иракского Курдистана", было ожидаемо. Эти процессы начались с 90-х годов, когда США стали военным способом решать некоторые вопросы, отметил он.
"В целом, это связано с тем, что Западу очень хочется расчленить Ирак, Сирию, Турцию, Иран и другие ближневосточные страны. Проявление сепаратизма в Ираке в виде "Иракского Курдистана" связано именно с этим", — уверен представитель Совета Прессы.
Лидеры курдов думают, отметил он, что обретают независимость, что у них будет свое государство, но они почему-то не понимают, что Запад их просто использует в своих интересах.
Хесрет подчеркнул, что Запад хочет таким образом находиться в регионе на постоянной основе и диктовать свои условия всему Ближнему Востоку.
Эксперт выразил уверенность в том, что Азербайджана это касается в первую очередь, так как на тех картах, которые распространяют курды, под территориями "Большого Курдистана" значится и часть нашей страны. А также достаточно большая часть Турции и ощутимая часть Ирана.
Если этот процесс будет продолжаться, сказал член Совета Прессы, то он рано или поздно дойдет и до нас.
"Потому как мы уже сейчас в Азербайджане слышим от некоторых этнических курдов слова поддержки в адрес "Иракского Курдистана" и курдского сепаратизма", — сказал эксперт.
России это касается потому, что она является многонациональной страной. И сепаратистские движения могут проявиться как в Дагестане, так и на Северном Кавказе. России надо разумно подойти к решению этого вопроса, считает Хесрет.
"Я не хотел бы сравнивать курдский вопрос с тем, что происходит в Каталонии. Там ситуация несколько иная. Но то, на что они закрывали глаза у нас в ситуации с Карабахом, теперь возвращается к ним, и они начинают сами страдать от такой же проблемы", — заключил он.
В свою очередь, Алескеров отметил, что у референдумов в "Иракском Курдистане" и Каталонии есть отличительные черты.
По его мнению, в первом случае, референдум возник на фоне военных действий, в которых курдские организации принимали активное участие.
"Да, там они находятся в окружении государств, которые не хотят независимости "Курдистана", но каждое из них в какой-то степени оказывало помощь этому образованию", — отметил он.
Известно, что вся торговля "Курдистана" шла через Турцию. Да и Иран оказывал им всяческую помощь. И проведение в такой ситуации референдума, конечно, стало шоком для многих руководителей, считает политолог.
Референдум же в Каталонии возник в силу существующего вакуума власти, который по сути образовался во всех европейских структурах, сказал он.
"Но нас интересует реакция европейских стран. Их руководство не признало легитимность референдума по законам Испании. Так что референдум в Каталонии, по сути, потерпел фиаско", — заключил Алескеров.
Напомним, что в Каталонии 1 октября состоялось голосование на референдуме о независимости. А немногим ранее, 25 сентября, прошел референдум в "Иракском Курдистане" о независимости автономии от остального Ирака.