В Испании сохраняется напряженность, вызванная сепаратистскими стремлениями властей Каталонии. По их информации, в референдуме, проведенном 1 октября 2017 года, приняли участие 2,2 миллиона человек, а всего было зарегистрировано 5,3 миллиона избирателей. Более 90% голосовавших высказались за независимость.
Затем начались волнения, а каталонские лидеры подняли шум из-за того, что, по их мнению, испанская полиция ведет себя жестоко, наводя порядок и используя при этом дубинки и резиновые пули.
Каталонские власти, проводя референдум, надеялись на то, что мир повлияет на центральные власти Испании. Однако, после референдума стало понятно, что мировая общественность не окажет на правительство Мариано Рахойя никакого давления с целью признать итоги этого референдума.
Каталония достаточно независима, она вправе распоряжаться многими налогами, что доказывает ее полноценную автономию. Но этого каталонской верхушке мало и она капризно топает ногой и требует полной независимости от Испании. Европа к этому желанию относится явно с опаской, ибо Брюссель с некоторого времени тревожно воспринимает сепаратистские движения, обоснованно боясь раздробления Старого Света.
Все же на чем обоснованы требования каталонцев? Большое влияние на них оказывает память о диктатуре Франко, во время которой шли однозначные преследования их языка и культуры. После Франко многое изменилось, однако, вероятно, каталонцы боятся повторения этих событий. Каталонцы также возмущены тем, что конституционный суд Испании отверг принятый законопроект о расширении автономии, в котором каталонцы назывались "народом". Суд постановил, что они лишь "национальность".
Согласитесь, это не повод для того, чтобы устраивать референдум, заведомо объявленный федеральными властями нелегитимным, и после него нагнетать обстановку на своей территории и взывать к международной общественности. Все эти проблемы можно обсуждать и решать в спокойной обстановке, что приведет к большей продуктивности и в первую очередь для самих каталонцев.
Но когда речь идет о стране, которая освободилась от диктатуры всего лишь 40 лет тому назад, и которая пережила гражданскую войну за 40 лет до того, насилие между разными группами общества вызывает особую тревогу.
Безусловно, власти Каталонии нарушили закон, проведя воскресный референдум, но центральное правительство должно изыскать возможность и решить проблему мирным путем, тем более что многие каталонцы, несмотря на желание провести референдум, все же хотели остаться в составе Испании.
Многие европейские политики обоснованно призывают к деэскалации, а также к достижению договоренности между всеми сторонами и уважению к конституции Испании. Думается, что это самое разумное решение — вовремя остановиться и прислушаться друг к другу.
С другим очагом сепаратизма в мире дело обстоит иначе. В Ираке курды, несмотря на серьезное недовольство внешних сил, все же провели референдум, чтобы добиться своей мечты — создания курдского государства.
Но все не так однозначно, ибо существуют субъективно-меркантильные причины. Невооруженным взглядом видно, что лидер автономии Масуд Барзани решил провести референдум о независимости невзирая на призывы не делать этого со стороны США и других союзников по причине того, что желает как можно дольше остаться у власти.
Для исполнения своих желаний он решил воспользоваться моментом, когда международное сообщество положительно относится к курдам (из-за того, что курды неплохо воюют с ИГ в Сирии и в Ираке). Барзани решил, что момент создания "Независимого Курдистана" наступил, ибо после разгрома ИГ у курдов не останется должных козырей.
Однако, Барзани явно просчитался и выдает желаемое за действительное. Турция и Иран, опасающиеся, что вирус сепаратизма распространится и на их курдские территории, отреагировали на референдум о независимости резко отрицательно, как и Багдад и иракские шиитские ополчения. Ведущие государства мира не станут ссориться из-за Барзани со странами, категорически выступающими против создания Курдистана.
Внутри Ирака оказывается серьезное давление на премьер-министра Хайдера аль-Абади с тем, чтобы тот жестко отреагировал на происходящее в курдской автономии.
Несомненно, и здесь нужны переговоры, ибо даже Барзани понимает, что без договоренностей с Багдадом его ждет полное фиаско.
Сепаратистов — как каталонцев, так и курдов роднит одно. Они ошиблись, надеясь на поддержку мирового сообщества. Все получилось как раз наоборот. Сепаратизм ныне в мире не в чести.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.