БАКУ, 3 окт — Sputnik, Александра Зуева. Визит главы турецкого Генштаба Хулуси Акара в Тегеран сам по себе рассматривать как очень значимое событие нельзя, сказал Sputnik Азербайджан заместитель генерального директора ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков.
Начальник генштаба ВС Турции Хулуси Акар находится с визитом в Иране по приглашению иранского коллеги Мухаммада Бакери.
Кабаков считает, что данный визит скорее стоит трактовать как ответный акт вежливости в ответ на августовский визит Бакери в Анкару.
А вот уже это, по мнению эксперта, было действительно значимым событием, поскольку ничего подобного не происходило со времен исламской революции в Иране в 1979 году.
Собеседник Sputnik считает, что настоящий визит Акара, по-видимому, сведется к обсуждению технических вопросов, связанных с координацией действий стран в пограничных районах и на территориях, населенных курдами.
"Также может быть обсужден обмен разведданными и предотвращение инцидентов "дружественного огня" в тех районах, где турецкие и иранские силы соприкасаются", — сказал Кабаков.
Возможно, будут рассматриваться и какие-то вопросы, связанные с Катаром, который обе страны поддержали в его противостоянии с Лигой Арабских Государств, хотя в данном направлении вероятность перерастания конфликта в горячую фазу невысока, считает он.
Самых же важных новостей, по мнению Кабакова, следует ждать от запланированного на среду визита Эрдогана в Тегеран. Очевидно, заметил он, что инициатива сближения с Ираном принадлежит турецкому лидеру.
По словам эксперта, именно турецкая сторона, судя по всему, инициировала августовский визит Бакери в Турцию, в ходе которого он, в том числе, общался и с главой государства.
Турецкому лидеру в его большой игре, целью которой является превращение Турции в самостоятельного и самоценного игрока в мировой и региональной политике, нужны дополнительные козыри в пику США и арабским странам, считает эксперт.
"Поскольку в случае большого военного противостояния США и их союзников с Ираном Турция рассматривалась как основной плацдарм для развертывания сухопутных сил и авиации, сближение Анкары и Тегерана ослабляет возможности военного решения для Вашингтона", — сказал он.
Кроме того, отметил Кабаков, Турция способна стать транзитером иранского газа в Европу, что может подорвать привлекательность поставок с Аравийского полуострова.
В свою очередь и Ирану, у которого не так много союзников, развитие партнерства с Турцией интересно – в смысле повышения своей безопасности, и в смысле снижения зависимости от южного направления экспорта углеводородов, считает эксперт.
Но главным вопросом повестки дня, по мнению собеседника Sputnik, несомненно, является ситуация в так называемом "Иракском Курдистане".
По его словам, и Иран, и Турция, на территории которых существуют значительные курдские территории, опасаются того, что образование независимого Курдистана, да еще и контролирующего значительные нефтяные ресурсы, будет способствовать активизации курдского сепаратизма и на их земле.
"Поддерживая иракских курдов, США наступают на мозоль и своему противнику в регионе – Ирану, и своим "союзникам" — Ираку и Турции", — отметил он.
Видимо, стороны будут искать методы противодействия этой угрозе, тем более что Иран в последнее время активно сближается и с Ираком, где сильны позиции шиитского населения, а также имеет тесные и прочные связи с Сирией, для которой угроза отделения территорий, населенных курдами, также весьма серьезна, считает эксперт.
Кабаков выразил уверенность, что, несмотря на наличие определенных противоречий между Сирией и Турцией, при посредничестве России и Ирана они вполне могут быть преодолены, как уже показал опыт совместного противодействия запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ).
Однако, скорее всего, Москва будет настаивать на мирном решении, достижении некоего компромисса, который устроит всех, в том числе и курдов. Это, конечно, ограничивает российские возможности для маневра, заключил собеседник Sputnik.