Ризван Гусейнов, директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА
Кризисы в Каталонии и в "Иракском Курдистане" в значительной степени напоминают "арабскую весну". Складывается такое впечатление, будто бы определенные политические силы и ряд стран заинтересованы в нанесении вреда этим регионам.
Давайте вспомним расположение на карте стран, которые затронула "арабская весна". Произошли перевороты или гражданские войны в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии, Сирии, гражданское восстание в Бахрейне, массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и в Омане, менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре.
Тогда, посредством "арабской весны", была создана зона нестабильности от африканских берегов Атлантического океана, Средиземного моря вплоть до глубин Ближнего Востока и Персидского залива. В результате, сейчас эти государства, располагающиеся на важном энерготранзитном пути, превратились в "серую" зону или были полностью взяты под контроль рядом стран и международных корпораций. Это и есть первичные контуры "Большого Ближнего Востока", посредством которого идет передел сфер влияния и транзитных потоков в Евразии.
И теперь эти корпорации стремятся замкнуть эту "серую" зону от Атлантики до Персидского залива — с одной стороны Каталонией, с другой стороны Курдистаном. Именно в этом случае будет осуществлено полное транзитное обеспечение через "серые" зоны входа и выхода во все страны, ранее отформатированные "арабской весной". Фактически создается альтернативный траффик товаров, энергоресурсов и людской силы – во много раз более дешевый, поскольку это "серая" зона неконтролируема и на нее не налагаются законы международного права и госпошлины. Так как нет государственных границ, значит, можно через "серую" зону от Персидского залива до Атлантики возить что угодно и значительно дешевле.
То есть, определенные силы как морскими путями, так и сухопутными альтернативными маршрутами хотят связать Персидский залив со Средиземным морем и Атлантическим океаном напрямую.
В подтверждение этого давайте обратим внимание на то, где находятся Каталония и "Иракский Курдистан".
"Курдистан" расположен на самой восточной границе зоны нестабильности, появившейся после "арабской весны". Это восточная точка, примыкающая к Ирану, Ираку и Турции. Именно там, посредством создания независимого "Курдистана", определенные силы хотят взять под контроль как нефтяные запасы региона, так и транзитные пути.
Это одновременно делается и для того, чтобы ослабить влияние и роль Тегерана, Багдада и Анкары, которых таким образом фактически отсекают от некоторых транзитных путей.
Каталония же является важным регионом, по которому из стран Магриба, и в первую очередь из Марокко, идет поток дешевой рабочей силы, наркотиков, а также осуществляются различные полузаконные и слабо контролируемые поставки.
Кроме того, уже многие годы в Каталонии серьезное влияние и поддержку у местной элиты имеют проекты Джорджа Сороса. Также большое влияние на нее имеет Израиль.
Каталонская элита постоянно шантажировала Мадрид вопросом референдума и независимости. В ответ последний шел на всевозможные уступки, в том числе бюджетные отчисления — только ради того, чтобы не допустить отделения. Но после "арабской весны" каталонский вопрос вспыхнул с такой силой, что центральные власти постепенно стали терять контроль над ситуацией.
Видимо, денежные потоки от Сороса и других спонсоров окончательно застили глаза каталонской элите, и те уверовали в то, что Мадрид им абсолютно не нужен.
Одним словом, весь этот кризис связан с интересами некоторых международных корпораций и стран, из-за которых в очередной раз льется кровь.
Нечто похожее уже происходило в Нагорном Карабахе в 1990-х годах, когда у определенных западных стран появился свой интерес как на Кавказе, так и в нефтяном Азербайджане.
Тогда, посредством карабахского конфликта, была совершена попытка взять под контроль азербайджанскую нефть. И в этой ситуации СССР оказался бессилен. Его руководство не смогло или не захотело справиться с карабахским кризисом. И это для них обернулось распадом самого Союза.
Сегодня ситуация в некоторой степени повторяется. Россия также сталкивается с проблемами при расширении своих интересов на Южном Кавказе. Именно карабахский конфликт не дает России серьезно укрепиться в регионе. Его разрешение в первую очередь исходит из национальных интересов и вопросов национальной безопасности самой же России, а также тех стран региона, которые соприкасаются с Южным Кавказом.
Но, к сожалению, международное право давно превратилось в кусок бесполезной бумаги. И теперь пять стран Совета Безопасности ООН закрывают глаза на проделки друг друга, а заодно блокируют попытки остальных стран мира защищать свои интересы.
В этом и кроется корень несправедливости, который ведет фактически к тому, что корпорации и ряд стран через Совбез ООН управляют миром. Также есть второй круг стран, которых лоббирует и поддерживает пятерка Совбеза ООН, а вот остальные страны, в первую очередь мусульманские, где проживает свыше полтора миллиарда человек, превратились в бесправные объекты и жертв политики международных корпораций.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.