Виктор Литовкин, военный обозреватель
Последствия референдума в "Иракском Курдистане" предсказать довольно трудно. Однозначно, что Багдад его не признает. Как не признают Анкара, Тегеран, Вашингтон и даже Москва, где могут заявить, что это внутреннее дело Ирака, и он сам должен разбираться с этой проблемой.
В понедельник, 25 сентября, состоялся референдум о независимости "Иракского Курдистана". По предварительным данным, более 93% участников референдума поддержали идею независимости региона.
России действительно не хочется, да и не нужно влезать в эту ситуацию. Думаю, она этого благоразумно делать не будет.
Другое дело — соседи Ирака. Нельзя исключить, что Турция введет свои войска на территорию Ирака, в курдские районы. Туда же введет свои войска и Багдад.
Образуется своеобразный вынужденный альянс между двумя не очень ладившими между собой соседями, которые одинаково озабочены расколом собственных стран.
Конечно, победа курдского референдума подстегнет внутреннюю борьбу в Турции между местными курдами и официальной властью. Острее станет курдский вопрос и в Сирии.
Не исключено образование сирийской курдской автономии, что, опять же, не понравится Турции, но будет поддержано Соединенными Штатами. Им, с одной стороны, хочется досадить Эрдогану, с другой — оторвать от Башара Асада кусок сирийской земли, а с третьей — необходимо продолжать создавать хаос на Ближнем Востоке, где они будут ловить свою рыбку в мутной воде нестабильности.
Нельзя исключить и начало курдской интифады — войны против Багдада за создание своего государства, обострение войны против Анкары, а иранские курды могут их поддержать. И все это создаст основания для США к увеличению своего контингента на этих территориях.
Как курдский вопрос и победа референдума отразятся на Азербайджане, честно говоря, не знаю. Но вряд ли хаос на Ближнем Востоке будет на пользу Баку, разве что повысится значение бесперебойных поставок азербайджанской нефти за рубеж. В первую очередь, через грузинский порт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.