Ризван Гусейнов, директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА
Прошедшую в Баку шестую трехсторонную встречу министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Грузии можно назвать своего рода отчетной.
Если на предыдущих встречах стороны обсуждали планы на будущее, то на этот раз были рассмотрены как план сотрудничества на 2017-2019 годы, так и предстоящее в конце года открытие железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс. По всей видимости, также были подняты вопросы обеспечения грузопотоков. Три стороны должны понять и представить свое видение того, как будет использоваться этот исторический маршрут, который свяжет все страны на пути от Китая до Великобритании.
Это сугубо евразийский проект, являющийся не только альтернативным железнодорожным сообщением, но и уже получившим название "железнодорожный Шелковый путь". Он сможет стать серьезной альтернативой морским грузоперевозкам. Известно, что львиная доля контроля над последними находится в руках у ряда стран Запада. Это атлантический проект, и в течение долгих лет актуальность сухопутных путей сообщения снижалась именно потому, что считалось, что грузопоставки лучше всего осуществлять по морям и океанам.
Однако, современные технологии, а также способность ряда стран взаимодействовать между собой, привели к созданию альтернативного проекта, центром которого является именно Азербайджан.
Наша страна в течение всех этих лет не только строила эту ветку, но и выдавала кредиты соседним странам, заинтересованным в строительстве. Одним словом, хабом этого проекта, естественно, является Азербайджан. И то, что в Баку представители трех стран встретились и обсудили предстоящее открытие Баку-Тбилиси-Карс, по всей видимости, говорит о том, что в ближайшее время пройдут еще более крупные мероприятия с участием государств Юго-Восточной Азии, и в первую очередь Китая, стран Центральной Азии, Кавказского региона, Турции и ряда стран Европы — поскольку логистика этого железнодорожного сообщения требует обоснования, заполнения.
Вторым важным вопросом на встрече глав МИД Азербайджана, Турции и Грузии было, конечно же, начало реализации строительства проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP). Это уже энергетический проект, который позволит создать альтернативные пути обеспечения газом стран Европы.
Его порой по значимости сравнивают с Баку-Тбилиси-Джейхан, который в свое время также стал одним из первых альтернативных путей на постсоветском пространстве.
Роль TANAP также возрастает в связи с имеющейся высокой заинтересованностью в участии в нем в том числе и центральноазиатских стран. Туркменистан и Казахстан в последнее время начали выказывать серьезный интерес к возможному подключению к новой ветке.
Как железнодорожная ветка Баку-Тбилиси-Карс, так и проект TANAP не имеют своей целью нарушить баланс, имеющийся в регионе, как об этом порой говорится. На самом деле они не преследуют никаких политических целей. И двигателем всего тут является не политика, а экономический интерес.
Константа общеизвестна – каждый борется за выживание, каждый хочет привлечь в свою страну инвестиции. Тем более сегодня, на фоне затяжного экономического кризиса, каждая страна должна обеспечить себе устойчивое развитие на будущее.
Азербайджан же планирует себя позиционировать не только как страна, добывающая и транспортирующая нефть и газ, а также как хаб, который соединит и Восток с Западом, и Юг с Севером.
Есть еще один проект, который уже начал реализоваться и который пройдет через Азербайджан — строительство железнодорожной ветки, которая соединит страны Персидского залива — проляжет через Кавказ, Азербайджан и Россию вплоть до Финского залива.
И на фоне реализации Баку-Тбилиси-Карс наличие этого проекта превратит Азербайджан в серьезный альтернативный логистический центр для доставки грузов. Что, в свою очередь, снизит цену и время их доставки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.