Фуад Ализаде, Sputnik Азербайджан
По мере приближения торжеств по случаю сдачи в эксплуатацию железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК), намеченных, по предварительным заявлениям, на октябрь этого года, активизировались встречи на различных политических уровнях с подписанием документов в транспортном секторе.
Ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали БТК протяженностью более 800 километров позволит наладить регулярные перевозки грузов из Турции и Европы в страны Центральной Азии и Китай, а также в южном направлении — в Иран, страны Персидского залива, Пакистан, Индию.
Восьмого августа в Баку в рамках визита президента Туркменистана в Азербайджан состоялась церемония подписания ряда азербайджано-туркменских документов, в том числе о регулировании транспортных перевозок.
Был подписан протокол о дополнениях и изменениях к соглашению "Об организации грузоперевозок в рамках прямого международного железнодорожно-паромного сообщения между портами Баку (Азербайджан) и Туркменбаши (Туркменистан), эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров, учете их по номерам и расчетам по их использованию".
Документ подписали председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов и министр железнодорожного транспорта Туркменистана Дерьягулы Бяшимов.
К концу текущего года в Туркменистане ожидается ввод в эксплуатацию нового порта в Туркменбаши пропускной способностью 17-18 миллионов тонн, и с учетом ранее действующего порта она достигнет 25-26 миллионов тонн.
Международный паромный и пассажирский порт в Туркменбаши сможет обслуживать 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч трейлеров в год. Контейнерный терминал имеет среднегодовую мощность 400 тысяч TEU.
Начало работы БТК позволит активизировать транспортировку грузов по международному транспортному коридору Запад — Восток, а Туркменистану — стать одним из ведущих транспортных узлов в Центральной Азии по перевозке грузов из Турции и Европы в направлении Китая и Афганистана.
К слову, в Турции ведутся активные работы по созданию крупных логистических центров. Логистический центр, строящийся в Карсе в рамках проекта железнодорожного сообщения БТК, будет сдан в эксплуатацию в октябре 2018 года.
Стоимость проекта составляет примерно 94,3 миллиона турецких лир (приблизительно 27 миллионов долларов).
Как отметили в Минтрансе Турции, под строительство логистического центра выделен участок площадью в 300 тысяч квадратных метров, из которых 170 тысяч будет отведено под склад. Ежегодно через центр будет возможно транспортировать 412 тысяч тонн грузов.
В министерстве также отметили, что на территории логистического центра будут построены железнодорожные линии длиной 16 километров, и этот участок будет присоединен к железной дороге Карс-Эрзурум.
Движение грузов по БТК может пойти и по коридору Юг — Запад, в частности в направлении Турция — Грузия — Азербайджан — Иран и далее в страны Персидского залива или в Индию.
Движение грузов по коридору Юг-Запад имеет один нюанс — отсутствие участка железнодорожного полотна между иранскими городами Астара и Решт. Сейчас идут переговоры о выделении Ирану со стороны Азербайджана льготного кредита в размере 500 миллионов долларов на строительства недостающего участка железной дороги при стоимости всего проекта, по предварительным оценкам, 1,1 миллиарда долларов.
В связи с этим в иранской Астаре грузы из железнодорожных вагонов придется перевозить в грузовиках.
Напомним, что 16 июня этого года состоялось подписание договора между железнодорожными ведомствами Азербайджана и Ирана по проекту "Строительства и эксплуатации Астаринского погрузочно-разгрузочного терминала". Документ был подписан главами ведомств Джавидом Гурбановым и Саидом Мохаммадзаде.
Договор предусматривает строительство на иранской территории при поддержке ЗАО "Азербайджанские железные дороги" железнодорожной линии протяженностью 1,4 километра и строительство на территории в 35 гектаров железнодорожной станции и разгрузочного терминала. Согласно документу, "Азербайджанские железные дороги" арендуют вышеназванную железнодорожную линию сроком на 15 лет, а терминалы — на 25 лет.
Впрочем, проводимые Азербайджаном в Иране работы в значительной степени осуществляются в рамках международного транспортного коридора Север-Юг в направлении России и Прибалтийских стран. Но создаваемая железнодорожная инфраструктура может быть задействована и в рамках коридора Юг-Запад.
С момента ввода в строй БТК создается уникальная возможность заметно сократить время нахождения грузов в пути из Китая или Индии в направлении Европы.
Азербайджан со странами-партнерами приложит все усилия по борьбе за грузы в регионе, используя преимущества нового железнодорожного маршрута БТК, который вместо традиционных 35-40 дней морских перевозок позволит доставить грузы в течение 10-15 дней из Азии в Европу.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строится на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году. В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составит 826 километров.
С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить один миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 миллионов тонн и двух миллионов пассажиров в год.