В этом году исполняется сто лет революциям, изменившим ход мировой истории и напрямую повлиявшим на будущее нашей страны. Sputnik Азербайджан продолжает цикл публикаций о значении двух революций для Азербайджана.
Начало XX века в царской России ознаменовалось бурным развитием молодежных организаций. Революционные идеи охватывали умы молодежи и распространялись в молодежной среде. В 1908 году император Николай II ознакомился с книгой британского полковника Роберта Баден-Пауэлла "Юный скаут", под впечатлением от прочтения которой принял решение инициировать скаутское движение в России.
Император предложил офицерам, вышедшим в отставку, заняться воспитанием подрастающего поколения в духе преданности родине и по принципам офицерской чести. Книга "Юный скаут" переводится на русский язык и издается в России под названием "Юный разведчик" в 1909 году. Книга расходится рекордными тиражами и издается вновь. Интерес к скаутскому движению в России возрастает.
Скауты, соколы, молодые христиане…
Молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и — учились. Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению — всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации юных скаутов.
Посетивший Россию в 1910 году Баден-Пауэлл лично встречался с Николаем II. В беседе с императором британец отметил, что приятно удивлен развитием скаутского движения в России. К тому времени выпускался журнал для скаутов "Ученик", первым скаутом России назвали цесаревича Алексея, а спустя еще некоторое время было создано специальное "Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)", покровительство над которым взяла сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна. Поддержка скаутского движения императорской семьей в целом положительно отразилась на развитии этого дела. Их называли скаутами, разведчиками, а где и потешными.
Скаутское движение сыграло огромную роль в патриотическом воспитании молодежи. В 1915 году в Петрограде прошел Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Съезд преследовал цель объединения скаутских организаций России.
В 1905 году создается еще одна организация – Российское Христианское Общество Молодых Людей "Маяк". Оно было зарегистрировано в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан. Провозглашая целью своей работы содействие молодежи "в достижении нравственного, умственного и физического развития", общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни.
Другая организация — "Союз Русского Сокольства" — объединяла в своих рядах много молодежи. Объединения русских соколов были первыми формами самоорганизации молодежи, получившими всенародное признание, государственную регистрацию своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением. В ряды этой организации вступил даже председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин вместе со своим маленьким сыном Аркашей.
Соколы, скауты и молодые христиане проявили себя с лучшей стороны во время Первой мировой войны. Они развернули деятельность по созданию санитарных отрядов, госпитальных дружин, отделений международного Красного Креста и многого другого.
Февральская революция разделила молодежное движение
Февральская революция 1917 года вызвала к жизни бурную деятельность разных политических сил, которые развернули борьбу за умы молодежи.
Воспитанные в духе патриотизма и веры в Бога скауты, соколы и молодые христиане не поддавались агитации политических партий, особенно левого толка, не шли на сотрудничество. Попытки эсеров, меньшевиков, анархистов привлечь на свою сторону молодежь из этих организаций не увенчались успехом.
Поэтому эти партии начали формировать собственные молодежные организации. В марте 1917 года в Петрограде учреждается организация "Труд и свет", которая, впрочем, распалась уже в мае того же года. Московская Ассоциация Анархистской Молодежи, Эсеровский Союз Молодежи, кадетская организация Партии народной свободы и другие союзы созывали молодежь в свои ряды. А московский союз молодых эсперантистов попытался объединить молодежь на основе изучения нового языка. Новый язык, по мнению эсперантистов, был нужен тем, "кто против образования касты привилегированной интеллигенции". Таким образом, февральская революция разделила молодежное движение, наравне с традиционными, возникли новые течения.
Большевики удержались у власти из-за правильной молодежной политики
После Октябрьской революции большевики развернули активную деятельность в деле создания молодежных организаций. Это была масштабная акция, которая помогла новой власти удержаться и укрепиться. Естественно, ни большевики, ни Троцкий и Ленин не имели в 1917 году никакого влияния среди населения. Большевикам же нужна была поддержка именно молодежи, так как изменить мировоззрение людей с устоявшимися взглядами представлялось делом сложным.
Новая власть открывала перед молодежью огромные возможности для достижения определенных целей. Что ожидало молодых крестьян или рабочих при царской власти? Скорее всего, все тот же тяжелый труд, невозможность получения образования и выдвижения на руководящие должности в средних и верхних эшелонах власти. Государственная система царской России позволяла выходцам из рабочих и крестьян подниматься вверх по социальной лестнице в ограниченном количестве. В основном этого можно было добиться благодаря воинской службе. Это происходило медленно, так как Россия была сословной страной. Перейти из одного сословия в другое было делом непростым.
Новая власть предоставила молодежи большие возможности. В первые же дни советской власти был издан декрет о запрещении труда детей до 14 лет, о сокращении рабочего дня подростков до шести часов при сохранении зарплаты как за восемь часов. Был запрещен наемный труд подростков на ночной и сверхурочной работе. Декрет говорил также о производственном обучении рабочей молодежи. Двери всех высших учебных заведений были открыты для выходцев из рабочей и крестьянской среды. Молодежь вводилась в органы власти, энтузиазм и энергия молодых людей использовалось для создания новых социальных отношений, производств и формирования иного общества без капиталистических форм собственности. Практически все лидеры Советского Союза, огромная часть политической элиты были выходцами из низших слоев общества. Большевики удержались у власти прежде всего из-за правильной молодежной политики, обеспечив себе поддержку подрастающего поколения.
Неработающие комсомольцы платили две копейки взноса
Первая молодежная организация в Азербайджане возникает в 1902 году под руководством Мамед Эмина Расулзаде. "Мусульманская молодежная организация" позже была переименована в мусульманское демократическое общество "Мусават". Рост национального самосознания серьезно влияет на многие процессы, происходящие в Азербайджане.
В 1906 году в Баку создается центральный комитет "Союза мусульман" России по инициативе Мустафы Топчубашева. На съезде "Союза мусульман" в том же году обсуждались вопросы открытия в тюркских регионах школ нового типа и перехода к обязательному начальному образованию. Было предложено проводить обучение на родном языке, а также принято решение о введении для мусульманской молодежи, обучавшейся на русском языке, преподавания родного языка и шариата, с целью подготовки национальных кадров, а также об открытии педагогических институтов в Баку, Казани и Бахчисарае.
После 1920 года советская власть активно создавала собственные молодежные структуры на национальных окраинах страны, в том числе и в Азербайджане. За короткое время все молодежные организации полностью интегрируются в систему образования республики. Ребенка сначала принимали в октябрята, затем в пионерскую организацию, а достигнув 14 лет, школьник становился комсомольцем. До 28 лет каждый гражданин Советского Союза был членом Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и платил определенный процент из зарплаты в фонд организации. Те, кто не работали, платили 2 копейки взноса в месяц. Система не позволяла уклоняться от вступления в ВЛКСМ, так как не комсомольцам путь в высшие учебные заведения практически был закрыт. А для достижения определенных высот в карьере нужно было не только вступать в комсомольскую организацию, но затем получать партийный билет члена КПСС.
При отсутствии комсомольской характеристики документы в вуз не принимались
Других альтернативных вариантов вступления в иные молодежные организации не было. Было много разных молодежных спортивных структур, типа ДОСААФ. Молодежь должна была находиться под контролем и для лучшего времяпрепровождения школьников власти создавали разные структуры. Самым популярным местом проведения школьниками свободного времени в те годы был Дворец пионеров и школьников имени Юрия Гагарина. Находящийся в самом центре Баку дворец включал в себя множество различных секций. Школьники могли заниматься танцами, рисованием, шахматами. Кстати, шахматная секция была одной из лучших в стране.
Пионерские лагеря принимали школьников, организовывались походы по разным регионам Азербайджана, посещение театров, музеев и иных культурных заведений служили полноценному развитию молодежи. В Азербайджане молодежь охотно вступала в ряды молодежных организаций, так как иных возможностей карьерного роста по социальному лифту не было. Например, в 1970-80-е годы прошлого столетия российские, украинские университеты предоставляли места для азербайджанцев. Экзамены сдавались в Азербайджане, затем студент направлялся к месту обучения по целевому направлению. И одним из главных требований было наличие положительной комсомольской характеристики. При отсутствии таковой документы просто не принимались. На такие факультеты, как история КПСС, философия, политэкономия и журналистика отбор проводился еще строже. Комсомолец не мог иметь никаких выговоров и черных пятен в биографии.
После событий 1990 года повально сжигались комсомольские и партийные билеты
В современном Азербайджане созданы десятки молодежных организаций, в общественном секторе функционирует множество НПО по делам молодежи, учрежден Фонд молодежи при Президенте Азербайджана. В стране стало престижным подключаться к волонтерским проектам. Например, многие молодые люди участвовали в качестве волонтеров в I Европейских играх и IV Играх исламской солидарности. Наличие такого участия служит хорошей рекомендацией для карьерного роста и при приеме на работу.
Работая в структурах ASAN, студенты участвуют в создании общества без коррупции
На самом деле, в деле воспитания молодежи нет и не может быть никаких перерывов. Это постоянный процесс и любые послабления в итоге могут обернуться тяжелыми последствиями. Даже при такой организованной молодежной политике Советский Союз развалился, так как идеологическая и информационная войны за умы молодежи были проиграны. Гражданские войны в Украине, Ливии и Сирии стали возможными из-за отсутствия единства нации и плохой молодежной политики. Молодежные структуры нужны для объединения по интересам, в противном случае разногласия в обществе могут обернуться тяжелыми последствиями и привести к нескончаемым конфликтам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.