Тема невежества превалировала в творчестве многих писателей и поэтов
В случае неповиновения детей нещадно били. Вспомним хотя бы сцену наказания мальчика из фильма "Кура неукротимая", снятого по одноименному роману Исмаила Шыхлы в 1969 году. Если дети не могли запомнить что-то из Корана, то их переворачивали вверх ногами и били по ступням.
О каком уровне обучения можно говорить, когда подобные методы преподавания были основой учебы в медресе. Конечно, в Азербайджане были хорошие центры преподавания религии, но в целом картина была удручающей. В этом же фильме описаны возможности, открывающиеся перед молодыми людьми в деле получения образования. В то пору открылась известная семинария в Гори, где дети из Кавказского региона получали образование на русском языке. Многие представители азербайджанской интеллигенции учились именно там. Тема невежества, необразованности превалировала в творчестве многих писателей и поэтов того времени. Гасан бек Зардаби, Сабир, Мирза Джалил Мамедгулузаде и многие другие представители интеллигенции ратовали за всеобщее образование народа.
Первый вуз в Азербайджане создается уже 1919 году
Образование как религиозное, так и светское, требовало больших изменений в плане внедрения новых методик. А реформы образования при царском правительстве запаздывали.
После революций 1917 года процесс формирования образовательной системы ускорился. Это произошло как в центральных областях России, так и в возникших на территории империи государственных образованиях. Первое государственное высшее учебное заведение в Азербайджане создается уже 1919 году. На заседании парламента Азербайджанской Демократической Республики 1 сентября 1919 года был принят закон об учреждении в Баку Государственного университета. Интересно, что схожий университет возник в Беларуси в том же самом 1919 году. Уже в 1921 году там приступили к занятиям.
Время было тяжелое, в раздробленной Российской империи шла гражданская война, свирепствовали голод и эпидемии, были разрушены до основания все экономические связи, заводы и фабрики простаивали, но при этом новое правительство ставило задачу немедленной ликвидации неграмотности и малограмотности населения всего Советского Союза. Революция изменила все основы жизни общества. Новой революционной идеологии нужно было обучать, а как подготовить население идеологически, когда в 1920 году свыше 90 процентов населения Азербайджана было неграмотным. Неграмотных на селе было свыше 97, а среди женщин — почти 99 процентов. Для воспитания новых кадров и рационального использования природных ресурсов Азербайджана требовались решительные действия.
С середины 1920 годов в Азербайджане создавались курсы по ликвидации неграмотности, где обучали чтению, письму, счету. Очень быстро наладили издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых. Параллельно создавались вузы. За первые десять лет советской власти создаются несколько вузов и академий — Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности (1920), Азербайджанский государственный педагогический университет (1921), Азербайджанский медицинский университет (1930), Азербайджанский государственный экономический университет(1930), Азербайджанское высшее военное училище (1920), Азербайджанский институт учителей (1929), Азербайджанская государственная музыкальная академия (1920) и Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта (1930).
Не отдавать ребенка в школу было вообще запрещено законом
Новая власть действовала довольно жестко. Нельзя было не учиться грамоте, за это могли серьезно наказать. Курсы ликбеза обязаны были пройти все, а не отдать ребенка в школу было вообще запрещено законом. Образование было бесплатным, доступным и обязательным. Ведь при царском правительстве главным препятствием к получению образования было нежелание населения отдавать детей в школы. Невежественным людям казалось, что в русских школах детей будут портить светским образованием.
Многие сатирические стихи Мирзы Алекпера Сабира посвящены именно этой теме: "Себя ты изведешь учебою усердной. От грешной чепухи Скорее откажись, прочь, прочь от книжной скверны, Оставь, сынок, стихи! Как ни был бы учен, а никому не нужен Без денег человек! В морях поэзии будь лучшей из жемчужин – Оценят ли в наш век?"
Теперь же время изменилось, изменились установки, для выживания нужны были знания, и отказаться от учебы не было никаких возможностей. Конечно, говорить о высоком качестве системы образования в то время не приходится. Но задачу по ликвидации неграмотности новая власть решила быстро и решительно.
С десятью классами образования в механики?
Вспомним фильм 1955 года под названием "Встреча". Герой картины Кямиль окончил полные 10 классов средней школы, и председатель колхоза предлагает ему работу механиком в МЧС, а он удивленно говорит в ответ: "Я? С десятью классами образования в механики?". Это означает, что даже в 1955 году задача получения 10-летнего образования в селе еще не была полностью решена.
Конечно, Азербайджан сделал большой скачок в деле ликвидации безграмотности. Советская система образования была одной из лучших в мире, и она давала человеку возможность получить целостное представление о мире. Но были и свои минусы. Во-первых, страна в целом была изолирована от остального мира, научные идеи и новые открытия пробивались через кордон очень медленно. С определенного периода Советский Союз начал серьезно отставать в технологическом плане от ведущих развитых стран. Советские люди прекрасно разбирались в мировой литературе, отличали одни подвиды животных до других, знали толк в химии и физике, но были лишены возможности доступа к новейшим открытиям современной науки. При этом система образования обновлялась медленно, новые знания не попадали в поле зрения учеников средних школ и вузов.
Во-вторых, школьное и высшее образование было засорено идеологическим коммунистическим хламом. В СССР миллионными тиражами выпускались произведения Ленина, Маркса, Энгельса. Они переводились и издавались как в Азербайджане, так и во всех национальных республиках. Но при этом были непонятны и чужды населению. А слушать скучные речи генсекретаря и читать "Малую землю" не хотелось. Именно идеологическое противостояние с Западом было проиграно.
В-третьих, развал страны сделал миллионы людей с глубинными знаниями совершенно несчастными. Образованный человек и без того чувствует себя одиноким и обойденным. Миллионы людей почувствовали себя ненужными и отверженными. Элита советской науки эмигрировала в другие страны, поднимая экономики чужих государств. Например, созданная Узеиром Гаджибековым в Азербайджане консерватория была одной из лучших в регионе. И часть наших специалистов развивали школу классической музыки в соседней Турции в период развала СССР.
В годы восстановления независимости в Азербайджане появилось множество новых вузов, многие из которых, к сожалению, лишь имитировали обучение. Большая часть этих новоявленных заведений уже канула в прошлое по понятным причинам: отток специалистов в зарубежные страны оставил образовательные центры без достаточного количества кадров. Не только вновь создаваемые, но и вузы с огромными возможностями не могут давать образование, отвечающее требованиям сегодняшнего дня.
Время требует новых подходов, без этого нет развития.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.