В этом году исполняется сто лет революциям, изменившим ход мировой истории и напрямую повлиявшим на будущее нашей страны. Sputnik Азербайджан продолжает цикл публикаций о значении двух революций для Азербайджана.
"Православие, самодержавие, народность" были теми тремя китами, на которых продержалась российская монархия вплоть до ее свержения в 1917 году. Это выражение лежало в основе теории Официальной народности, созданной в период правления императора Николая I тогдашним министром народного просвещения Сергеем Уваровым.
Фраза "Православие, самодержавие, народность" появилась как антитезис девизу Великой французской революции "Свобода, равенство, братство". Хотя Уваров и был представителем наиболее консервативного крыла политической элиты России, но триада выражала истинную сущность целой эпохи, которая вдруг рухнула в феврале 1917 года. А после прихода к власти большевиков все символы старой России были безжалостно уничтожены.
Россия была религиозной, православной, крестьянской страной
Уваров предлагал заложить в систему образования эти три принципа, без которых Россия не могла бы нормально существовать. По мнению автора теории официальной народности, именно православие служило основой самодержавного государства, являлось главным столпом государственности, а монархическое правление составляет саму основу российского государства, и никакие реформы этой системы невозможны. Понятие народности Уваров сводил к русской нации и русскому государству.
Россия была глубоко религиозной, православной, в основном крестьянской страной. Русский крестьянин был православным с убежденными монархическими взглядами. Но февральская революция изменила государственный строй страны, разрушив один из столпов державы — монархию. Православная церковь, особенно верхушка, восприняла революцию с настороженностью. Временное правительство же в первые дни своего правления нуждалось в поддержке церкви. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и клира. Временное правительство запрещало конфискацию церковного землевладения.
В школах был отменен предмет Закона Божьего
Но социальные преобразования были неизбежны. Временное правительство сменило почти все руководство Священного Синода, в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви. В школах было отменено обязательное преподавание Закона Божьего, церковно-приходские школы передавались из-под юрисдикции церкви Министерству школ. Разрушение старых устоев было неизбежно, но сменившие Временное правительство большевики предприняли радикальные меры по отношению к православной церкви и другим религиям бывшей империи.
В первом же декрете под названием "Положение о земельных комитетах" от декабря 1917 года все церковные и монастырские земли передавались в ведение земельных комитетов. В постановлении комиссариата по народному просвещению от 11 декабря 1917 года в декретной форме осуществлялась передача дел воспитания и образования из духовного ведомства в ведомство названного комиссариата. 18 декабря 1917 года принят декрет о гражданском браке и метрикации, 20 января 1918 года — о прекращении денежных выдач на нужды церкви.
Любая религия чужда марксистско-ленинской идеологии
Фактически у церкви отбирались все средства к существованию, все, чем занимались священнослужители, передавалось в ведение государства. Оформление и регистрация браков, обучение в системе образования теперь происходило вне церкви.
Почему же большевики так резко выступили против церкви и религии вообще? Во-первых, любая религия была чужда марксистско-ленинской идеологии. Для построения новой системы новой власти нужно было избавиться от религиозных убеждений. Во-вторых, нужно было резко и быстро избавляться от символов старой власти, одной из которых была религия. Старые монархические убеждения нужно было заменить новыми революционными, а веру в Бога заменить новой атеистической религией. Понятие народности трансформировать в интернационализм. В новой школьной системе образования не было места преподаванию Закона Божьего или вообще каким-либо другим религиям. Несколькими декретами большевики фактически отстраняли религиозные структуры от любых возможностей воздействия на социальную жизнь.
Зеленый цвет флага — показатель исламской идентичности Азербайджана
Сразу же после февральской революции в Азербайджане произошли серьезные изменения в религиозной сфере. В 1918 году образуется Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), в основе идеологии которой лежали принципы тюркизма, демократии и ислама, играющего роль общей основы культуры. Зеленый цвет на государственном флаге страны — показатель исламской идентичности Азербайджана. Это была попытка создать государство западного образца на мусульманской почве.
После объявления независимости Азербайджана в 1918 году представители Духовного управления мусульман Кавказа переехали в Баку. Здесь было создано единое религиозное управление, где шиитский шейх-уль-ислам и суннитский муфтий Азербайджана получили равные права. Кроме того, в АДР создается особая структура по делам религии — Министерство просвещения и исповедания.
Новая большевистская власть первоначально не ставила целью борьбу с исламом. Лидеры новой идеологии планировали использовать мусульманское духовенство в борьбе с православной церковью. Православие было главным объектом нападок в силу разных обстоятельств. Церковь обладала огромными ценностями, земельными участками, влиянием на умы огромного количества людей. Ликвидировав власть церкви, большевики планировали заняться другими конфессиями. В 1918 году в России был создан Комиссариат по делам мусульманских народностей, который возглавил татарский революционер Мулланyp Вахитов.
Декретами Азревкома отменялось преподавание религии во всех школах
После установления советской власти в Азербайджане, Духовное управление мусульман Кавказа и Министерство просвещения и исповедания АДР были ликвидированы, а дела мусульман Азербайджана переданы в ведение Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), которое располагалось в Уфе.
Большевистская власть с первого дня существования в Азербайджане – апреля 1920 года — решительно вторгается в религиозную сферу. Декретами Азревкома "О свободе совести" и "О воспрещении в школах чтения и заучивания молитв и о необходимости для учащихся приобретать учебники" от 1920 года отменялось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и частных школах. Активно запускался процесс отделения религии от государства. Приказ Наркомпроса лишал всех духовных лиц права занимать какие-либо административные должности в системе образования и школах. Новая форма образования должна была воспитывать людей другого образца, и исламу тут не было места.
Постепенно большевистская власть усиливала антирелигиозную пропаганду. Например, в начале 1921 года органами Советской власти в Азербайджане была раскрыта и ликвидирована крупная подпольная организация — "Азербайджанская национальная партия защиты ислама". В августе 1924 года Бакинский комитет партии принял решение об организации Общества воинствующих безбожников в Баку. Борьба с верой принимала порой жестокие формы, проявившаяся в кампании по снятию чадры, верхнего головного убора женщин. Кампания приняла массовый характер особенно в крупных городах, женщины активно занялись общественной деятельностью, получив возможность иметь среднее и высшее образование. Волна борьбы с исламом происходит в 1927, 1928 и 1933 годах, усиливаясь в 1937 году.
На Кавказе и Азербайджане упраздняются вакыфы (некоммерческие, благотворительные фонды — ред.), ликвидируются шариатские и адатные (традиционные) суды, рассматривавшие религиозные и бытовые дела, и конфессиональные школы. За верующими признается "свобода вероисповедания, но не религиозной пропаганды".
Мечети превращались в склады
Из 1369 мечетей (из них 969 – шиитские, 400 – суннитские), имевшихся в Азербайджане в первой половине 1928 года, уже в 1933 году по всей республике осталось 17 мечетей, из которых 11 были шиитскими, две суннитскими и две — смешанными, где шииты и сунниты молились поочередно. Массовая волна репрессий затронула как духовенство, так и интеллектуальную элиту. Обычно мечети превращались в склады и использовались для иных целей.
Правда, следует признать, что власть в разные периоды истории меняла отношение к религии. Закрыв мечети и ликвидировав религиозное образование, власть сильно пошатнула позиции ислама в Азербайджане, но искоренить полностью вековые традиции не получилось. Волны репрессий и террора против верующих со временем сменились более лояльным отношением к исламу.
В 1943 году было учреждено Духовное управление мусульман Закавказья с резиденцией в Баку, ставшее высшим духовно-административным органом мусульман Закавказского региона. Руководителем вновь созданной структуры стал бывший председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Ахунд Ага Ализаде, заместителем которого был суннит. Этому органу было дано право открывать новые мечети.
Однако, с 1954 года начинается новый этап наступления на религию, характеризовавшийся жесткой атеистической пропагандой, закрытием мечетей, функционировавших при Сталине, а также запретом вновь появившихся сект. В результате в Азербайджане осталось всего 16 действующих мечетей, из них две – в Баку.
"Семеро сыновей моих", "Севиль", "Последняя ночь детства"…
Антирелигиозная борьба очень хорошо прослеживается в азербайджанской литературе, кино и искусстве. Знаменитая картина "Семеро сыновей моих" ("Yeddi oğul istərəm"), снятая режиссером Тофиком Тагизаде в 1970 году по мотивам "Комсомольской поэмы" Самеда Вургуна, совершенно точно отражает суть происходящих в Азербайджане событий послереволюционных лет. Из семерых комсомольцев, отправленных в деревню на борьбу с местным помещиком Герай беем, в живых остается лишь один – глава отряда Бахтияр. Все погибают, но интересна смерть одного из бойцов: Мирпаша был убит с особой жестокостью. В его спину воткнули нож, а к нему привязали щенка. Причина проста: Мирпаша вел себя нагло и грубо по отношению к местному священнослужителю, издевался над ним. А потом сделал кощунственный поступок — привязал к лестнице мечети собаку, которая не давала проходу молле. По исламу, собака считается нечистым животным, и подобный поступок не мог остаться без ответа. Кто его убил, так и непонятно по сюжету, но за что убили, понятно однозначно. Борьба за убеждения шла не на жизнь, а на смерть.
Главная героиня одноименной драмы известного драматурга Джафара Джаббарлы под названием "Севиль" тоже по аналогии с другими женщинами избавилась от чадры и приступила к другой жизни. В произведении очень точно отражены веяния времени. Борьба старых и новых идеологий происходит постоянно.
А в фильме режиссера Арифа Бабаева "Последняя ночь детства" есть знаменитая сцена совершения намаза пожилой женщиной. Один из главных героев картины Мурад включает приемник, где читают стихи и при этом смеется. Но понимает, что совершает что-то непозволительное. Его виноватый взгляд свидетельство тому.
Даже партийные боссы делали своим сыновьям обрезание
Вся социальная жизнь Азербайджана после 1917 года изменилась в корне. Ушли в прошлое многие условности и суеверия. Но на самом деле борьба большевистской власти за внедрение новой религии под названием атеизм большого успеха не имела. В Азербайджане сохранились многие очаги традиционности, где люди по-прежнему жили, придерживаясь прежних порядков. Исламу перестали учить, но искоренить мусульманский образ жизни не удалось. Погребальные обряды и обряд обрезания практически сохранились полностью. Мужчина мог иметь в кармане партийный билет и работать во благо семьи, но даже партийные боссы делали своим сыновьям суннет (обрезание), и вызывали моллу к усопшим родителям.
Запрещенные в исламе свинина и алкоголь никогда не пользовались в стране популярностью. А после обретения независимости уровень потребления алкоголя в Азербайджане падает с каждым днем. Часть женщин сбросили с себя чадру, но многие женщины бакинских сел и по сей день передают из поколения в поколение традиции ношения женских платков. Возврат к исламским истокам происходит быстро, как будто периода атеизма не было вовсе, а 70 лет были лишь испытанием для веры мусульман.
По некоторым данным, большая часть населения Азербайджана ассоциируют себя с исламом. Примерно 1 миллион человек ежегодно соблюдают в пост в месяце Рамазан, несколько тысяч посещают Мекку для совершения хаджа, строятся мечети и множится число действительно образованных теологов, священнослужителей. За годы независимости появилось несколько переводов священного Корана.
Позиции ислама с каждым днем усиливаются. Баку собирается встречать IV Игры исламской солидарности. Был ли период воинствующего атеизма в течение 70 лет? Для молодых мусульман-азербайджанцев это — всего лишь часть истории, в которой их не было…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.