Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет 5 июня разорвали дипотношения с Дохой и прекратили с Катаром всякое сообщение, обвинив его в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. О том, ждать ли новой войны в Персидском заливе, Sputnik Азербайджан побеседовал с главным экспертом Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексеем Синицыным.
— Ситуация вокруг Катара вновь стала набирать обороты. Почему арабские страны решили наказать Катар именно сейчас?
— Катар на всем огромном пространстве Большого Ближнего Востока продвигает свой исламский проект "Мусульманского братства", противоречащий ортодоксальному исламу, который практикуют все монархии Залива.
Идеология "Братьев-мусульман" была разработана почти век назад и не в Катаре, а в Египте. Однако для амбициозного и чрезвычайного богатого Катара продвижение идей "Братства" до последних дней было наиболее эффективным способом утвердиться в качестве лидера исламского мира.
Под эту задачу и создавался телеканал Аль-Джазира, который должен был придать весьма радикальным идеалам "Братства" некий респектабельный характер.
Например, пропагандировать привлекательную для мусульман концепцию "аль-Хакимийя" (необходимость жить при шариатской власти) в единстве с демократическими традициями Запада. В частности, всеобщими выборами.
Удивительно, но эта идеология оказалось очень близка нынешнему иранскому пониманию ислама, что во многом объясняет политическое взаимодействие Дохи и Тегерана.
Прибавьте к этому их взаимное категорическое неприятие Саудовской Аравии и ее правящей династии. А есть еще и совместные газовые проекты Катара и Ирана, которые давно хотят создать полноценную "газовую ОРЕС", что только усилит их влияние в исламском и не только в исламском мире.
Ну, чем вам не "государства-диссиденты"? Ни у одной из монархий Залива нет таких отношений с шиитским Ираном, как у суннитского Катара.
— Не повлечет ли за собой кризисная ситуация, возникшая между Катаром и Саудовской Аравией, новую войну в Заливе?
— Что касается новой войны в Заливе, то я не могу представить себе стороны конфликта. Саудиты высаживают военно-морской десант для оккупации Катара? Но это абсолютно невыгодно США, которые тогда в глазах всего мира будут выглядеть абсолютно беспомощными, так как они не сумели предотвратить военный конфликт между своими ближайшими военными союзниками в важнейшем регионе.
Давайте проанализируем только военный аспект, хотя есть и другие, играющие против варианта "Вторжение".
Мировые СМИ однажды прошли мимо такого примечательного факта — в марте 2003 года с ухудшением американо-саудовских отношений из-за вторжения США в Ирак американские ВВС перевели самую важную (компьютерную) часть инфраструктуры управления своими частями в регионе с базы Принца Султана в Саудовской Аравии на базу аль-Адид в Катаре. Также в Катар была переброшена значительная часть персонала и центры командования ВВС США в регионе.
Теперь же в случае войны в Катаре, куда американцы будут передислоцировать свою базу Эль-Удейде, где расположена одна из самых длинных взлетно-посадочных полос в Персидском заливе, на которой одновременно можно разместить до 120 самолетов?
Их нельзя будет поднимать в воздух при подобном вторжении. Кстати, комбинированный центр воздушных операций ВВС США, который контролирует полеты военной авиации в Ираке, Сирии, Афганистане и еще 17 странах, тоже работать не будет. Хотя бы из-за применения средств радиолокационной борьбы обеими конфликтующими сторонами. А потом и угроза терроризма в оккупированном Катаре многократно возрастет.
Тогда куда американцам свои базы из мятежного эмирата переводить? Опять к саудитам? Я думаю, в Вашингтоне понимают подобные риски, поэтому никакой войны в Заливе не будет.
— Примечательно то, что проблемы у Катара начались почти сразу после визита президента США в Эр-Рияд. Не были ли эти проблемы спровоцированы именно Трампом?
— Без отмашки США конфликты между их союзниками никогда не возникают. При президенте Обаме и особенно в бытность Хилари Клинтон госсекретарем, Катар и "Братья-мусульмане" явно были в фаворе, и у саудитов даже мысли не возникало предъявлять какие-либо претензии самовлюбленному эмирату.
Сейчас в Белом доме президент Трамп, а значит, все политические конструкции, возведенные предыдущей администрацией, идут под снос.
Саудиты просто дали не президенту Трампу, а самим США очень большую взятку в виде военного заказа на 110 миллиардов долларов. Он им даже не нужен – они то вооружение, ранее приобретенное за 80 миллиардов, никак освоить не могут.
Но зато Трампу нужны новые рабочие места, нужно дать новый импульс военно-промышленному комплексу — основе реальной экономики Америки. Саудовский заказ подоспел вовремя, и Трамп согласился выстроить "арабское НАТО" в исторической мусульманской иерархии – с Саудовской Аравией во главе.
Король КСА Салман и его сын, наследный принц Мухаммед сразу же вспомнили, что они представляют династию справедливую, но очень строгую. Поэтому и решили наказать эмира Катара Тамима бин Хамада Ат-Тани, указав Катару на его истинное, не самое высокое место в арабском мире.
— Может ли поддержка, оказываемая Россией, Турцией и Ираном Катару, создать проблемы этим трем государствам?
— Ресурс давления на эти страны практически исчерпан. Допустим, американцы ужесточат санкции против России за поддержку Катара, которая, на мой взгляд, чисто символическая. Но Москва к ним психологически давно готова – на санкции в финансовой сфере ответит собственным демаршем в космической сфере и так далее.
Турцию американцы давно "обидели", отлучив Анкару от операции по освобождению Ракки и сделав ставку на курдские военные формирования как в Сирии, так и в Ираке. Однако, долго давить на Турцию – чревато такими катастрофическими для НАТО последствиями, как закрытие базы Инджирлик для авиации коалиции.
А в Тегеране прекрасно знают свою судьбу – их в покое не оставят, и будут пресловутыми санкциями удушать. Но на военный конфликт, под который и создавалось "арабское НАТО", саудиты и их младшие союзники не пойдут.
Почему-то все забыли, что Трамп инициировал новую версию "арабского НАТО". А первое подобное "НАТО" было создано еще в декабре 2015 года. Однако, есть ли у этой коалиции какие-либо военные успехи?
Эр-Рияд с союзниками не способен справиться с йеменскими хуситами. Тем более он не готов к военному конфликту с Ираном, и никакие горы сверхсовременного оружия здесь не помогут. К санкциям же Тегерану не привыкать со времен гонений за "ядерную программу". В этот раз все равно они будут легче, потому что через СБ ООН их Вашингтону провести не удастся. Москва зарубит.
— Возможен ли альянс – Россия, Турция, Иран и Катар?
— Безусловно, нет. У Катара с названными странами нет никаких стратегических или чисто военных обязывающих договоров. Я вообще подозреваю, что все закончится смещением эмира Тамима, который сам как-то неожиданно "подвинул" своего вполне дееспособного папашу Хамада, а тот в свое время сверг своего собственного отца. Так что за Катар воевать никто не будет.
Говорить о каком-то трехстороннем военном союзе Москвы, Анкары и Тегерана в ближайшее время, конечно, невозможно. Но чем больше давления американцы будут оказывать на каждого их этих политических игроков, тем теснее и продуктивнее они будут работать как минимум над разрешением сирийской и иракской проблемы.