Денис Коркодинов, российский политтехнолог
Ужесточение миграционной политики США, которое, в частности, нашло свое отражение в истребовании дополнительной информации у лиц, пересекающих американскую границу, является ключевым пунктом меморандума Дональда Трампа от 6 марта 2017 года.
Исходя из этого, на введение новых ограничительных мер для пресечения "нежелательной" миграции было отведено почти три календарных месяца. Этот период был достаточен для того, чтобы привести в соответствие с нововведениями внутреннее американское законодательство и создать работоспособный механизм реализации миграционных норм.
Согласно установленным правилам, внешнеполитическое ведомство Вашингтона инициировало процедуру сбора дополнительной информации от соискателей виз.
Тем не менее, представители Госдепартамента США в своих официальных выступлениях неоднократно подчеркивали, что предоставление дополнительных сведений заявителями является добровольным. Иначе говоря, никто не вправе заставить кого-либо предоставлять о себе дополнительные сведения. Однако, отказ от предоставления сведений может быть расценен представителями американской стороны в качестве основания для воспрепятствования въезда на территорию США.
К гражданам, желающим пересечь государственную границу США, отныне предъявлено "условие" сообщать свои персональные идентификаторы в социальных сетях и номера телефонов за последние пять лет.
Кроме того, визитеры должны указывать в заявлении на получение американской визы свои биографические данные за 15 лет, включая полный перечень адресов мест жительства за представляемый отрезок времени, а также номера предыдущих загранпаспортов и сведения о странах, которые посещал заявитель.
Подобного рода ограничения продиктованы прежде всего интересами национальной безопасности и минимизацией рисков террористической угрозы. При этом стоит отметить, что такая политика весьма последовательно реализуется администрацией Дональда Трампа, в связи с чем не стоит создавать какой-то нездоровой ажиотаж по данной теме, будто она появилась из ниоткуда, как гром среди ясного неба.
Так, еще в январе 2017 года новоизбранный президент США подписал указ об ужесточении миграционной политики, запрещающий въезд в страну гражданам Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии и Йемена в течение 90 дней. В связи с этим было вполне ожидаемо, что представленные ограничительные меры будут иметь логическое развитие.
Трамп желает представить США закрытой для мигрантов страной, отказываясь при этом от концепции трансграничных территорий. Таким образом, он создает основу для некоего "занавеса", отделяющего американское общество от всего остального мира. Такая политика имеет как очевидные минусы, так и плюсы.
С одной стороны, в результате ужесточения миграционной политики риск террористической угрозы для Вашингтона значительно сокращается. По крайней мере, посредством дополнительных сведений, представляемых лицами, въезжающим в страну, американские спецслужбы получают больше возможностей распознать потенциального террориста раньше, чем он может совершить теракт.
Сбор персональной информации с потенциальных источников опасности для общества и государства позволяет реализовать комплекс превентивных мер по борьбе с международным терроризмом.
С другой стороны, тотальный контроль над гражданами иностранных государств может привести к значительной потере туристического интереса к США. Ведь, по сути, любому гражданину может быть отказано в праве на посещение американской территории только лишь на том основании, что он попросту забыл используемый им более пяти-десяти лет назад никнейм в социальных сетях или точный адрес дома, в котором он жил давным-давно.
Вряд ли после такого отказа турист вновь пожелает посещать США, даже если там его будут ждать с искренней улыбкой. Безусловно, это явится серьезным ударом по туристической отрасли американского государства.
Кроме того, на сегодняшний день нет никакой гарантии того, что дополнительная информация об иностранных гражданах не будет использована в ущерб государственным или национальным интересам других стран, отличных от США.
В этом случае существует риск, что Вашингтон может использовать излишне запрашиваемые персональные сведения граждан не только против отдельных субъектов политики, но и целых блоков стран, чья политика будет идти вразрез с политикой Белого дома.
Граждане Азербайджанской Республики в данном случае не могут быть каким-то исключением. Миграционная политика Вашингтона распространяется на всех лиц, независимо от их гражданской принадлежности.
Тем не менее, не исключено, что под влиянием общественного мнения ограничительные меры, введенные администрацией Дональда Трампа, могут претерпеть некоторое послабление. Однако, произойдет ли это на самом деле, спрогнозировать на данный момент достаточно трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.